Не жди «звонка» от позвонка

Спиной маются 90 процентов населения страны
Головная боль знакома всем, боль в спине — почти каждому. Из 10 человек найдется, по мнению медиков, только один счастливчик, у которого время от времени что–то не «хрустело» бы, не «тянуло» и не «стреляло». Американцы считают радикулит и остеохондроз своими национальными болезнями, и не одни они. «Эпидемия больных спин», похоже, захлестнула цивилизацию.

Какие только испытания не выпадают на долю нашего бедного позвоночника! Сутулиться мы начинаем с самого детства: скрючившись в три погибели сидим за партой и за компьютером и даже ранец норовим перевесить на одно плечо. Дальше — больше. Вся жизнь проходит практически на «пятой точке» — за рабочим столом, за рулем машины, у экрана телевизора. На позвоночник раз за разом падает дополнительная нагрузка, он застывает как часовой на посту. Но рано или поздно его терпению приходит конец — и вот уже заявляет о себе остеоартроз, остеохондроз и, как следствие, грыжа межпозвонковых дисков. Именно эти напасти в 99 из 100 процентов случаев аукаются нашей спине муками ада. Чаще всего — в пояснице, реже — в области шеи, иногда — в грудной, зато какими! Кое–кто из ученых считает, что так человек расплачивается за прямохождение, за то, что в процессе эволюции выпрямился и начал попирать землю двумя ногами. Нейрохирург 9–й минской клинической больницы Евгений Толпекин этого мнения не разделяет: «В Германии от остеохондроза лечат и собак в ветеринарных больницах. Значит, дело не только в прямохождении и сидячем образе жизни. Основная причина, судя по всему, — генетическая предрасположенность, которая с возрастом у человека проявляется все больше и больше. Патологоанатомы дрезденской школы Шморля провели в 1926 году вскрытие более 5 тысяч человек, умерших по разным причинам, младенцев и стариков, — и как минимум у каждого третьего нашли грыжи межпозвонковых дисков. В наше время благодаря развитию техники визуализировать подобные проблемы можно при жизни человека, и компьютерная томография подтверждает: у 50 процентов людей, которые в принципе ни на что не жалуются, остеохондроз уже в самом разгаре». На практике, говорят специалисты, речь идет не о чем ином, как о более раннем старении позвоночника. Ты еще молод, полон сил, а сложный биомеханический комплекс позвонков, дисков и суставов разрегулирован, как у ветерана труда. Появляются грыжи: в лучшем случае в теле позвонка, в худшем — там, где находятся корешки спинного мозга, они сдавливаются, отсюда и ноющие боли. Мало того, возникают артрозы межпозвоночных и подвздошно–крестцовых суставов, которые только добавляют мучений. Со временем ты осознаешь, в чем ужас прострела, затем боли начинают отдавать в ногу, ягодицу, иной раз и в пальцы стоп. Симптомы нарастают как снежный ком: немеют конечности, изменяются рефлексы, возникают парезы, когда мышцы перестают двигаться, нарушаются функции тазовых органов. Это уже сигнал к безотлагательной операции, состояние, угрожающее жизни.

Понять, как человека из года в год «доканывает» остеохондроз, нам нелегко, но еще труднее медикам его лечить. «Заболевание это хроническое, системное, мы можем только бороться с его осложнениями (такими, как грыжа межпозвонковых дисков), постараться сделать так, чтобы пациент мог достаточно комфортно жить и работать. Большее, к сожалению, медицине пока не под силу, — разводит руками Евгений Толпекин. — Есть больные, которых оперировали по 5 раз и которым не помогает уже абсолютно ничто». Остеохондроз пытались лечить по–всякому. Когда впервые хирурги удалили грыжу при помощи скальпеля, все решили, что панацея найдена. Увы. Придумали более щадящие методики, в том числе с помощью лазера, эндоскопа, вводили лекарства в сам диск, но боли после операции продолжали мучить каждого четвертого. Потому что позвонков у нас много, и если «выскочил» один диск, то нет гарантии, что этим остеохондроз ограничился. Магнитно–резонансный томограф так и показывает: до 70 процентов больных имеют 2 грыжи и больше. И врачам приходится ломать голову, подбирая «панацею» для каждого индивидуально.

Есть у белорусских нейрохирургов еще одно средство от остеохондроза, которое больше не применяется нигде в СНГ. Если больному не помогает консервативное лечение, к его грыже с помощью специального катетера подводят лекарства. Поступая прямо в цель, они ликвидируют обострение болезни и приводят к тому, что грыжа уменьшается в среднем на четверть. В результате из 400 пациентов 9–й больницы абсолютное большинство операции счастливо избежало. Весть о новом методе они сегодня передают из уст в уста. Да вот беда: нет пока в клинике возможности принимать всех нуждающихся. Нет мест, нет таких суперсовременных рентгенологических кабинетов, как в Гамбурге, откуда наши специалисты и привезли это «ноу–хау». Там, кстати, проблемами больных спин (и вообще боли) занимается особый специалист — «противоболевой» (шмерц–терапевт), который владеет всеми возможными методиками. Наши же соотечественники свои радикулит и остеохондроз нередко «носят» по кругу: от невропатолога к травматологу, от нейрохирурга к мануальному терапевту, от массажиста к гомеопату. Всякий раз надеясь, что именно в этом кабинете им встретится шмерц–терапевт не по должности — по призванию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter