Нужны ли «легионеры» на «Евровидении»?

Не взлетим, так поплаваем

В следующую пятницу вечером в прямом эфире телеканала «Беларусь 1» страна будет выбирать финалиста Национального отбора на конкурс «Евровидение». В этом году локальная интрига завертелась вокруг артиста из Украины. Певец Alekseev (настоящее имя Никита Алексеев) самим фактом своего существования в финале конкурса раздражает некоторых белорусских соперников и радует поклонников. Его присутствие на нашем ТВ сопровождается гневными письмами в адрес организаторов конкурса, их призывают к патриотичности и внимательности — конкурсная песня Forever попала на отбор не по правилам. Хотя основная претензия звучит так: мальчик не наш, неужели среди местных артистов нет достойных, зачем отправлять на конкурс представителя шоу–бизнеса другой страны? Один из участников сегодняшней дискуссии заявляет безапелляционно — среди своих достойных пока не обнаружено. Второй категорически против «легионеров» на конкурсе. А как вы считаете, дорогие читатели? Есть ли у нас шанс на «Евровидении» пройти квалификацию и занять в финале призовое место? И если да, имеет ли значение в таком случае гражданство исполнителя, который представит нашу страну в телешоу? Ждем, как всегда, ваших мнений на сайте www.sb.by.


Девять против одного

Организаторы национального конкурса давным–давно своим положением и правилами этот момент зафиксировали — гражданство значения не имеет, в отбор приглашаются талантливые артисты из любой страны. Так какие вопросы, Дима? На мой взгляд, стыдно и несовременно заявлять о своей дремучести, ставить под сомнение возможность участия в конкурсе исполнителя из соседней страны. Весь мир сейчас живет и работает где угодно, каждое государство старается пригреть в своих лапках лучших из лучших специалистов. Мир поменялся, мы визы отменяем каждый год все чаще и охотнее. Заманиваем к нам инвесторов, экспертов, профессионалов. Для чего это все? Чтобы однажды всплеснуть руками, как это делают продюсеры сегодняшних наших финалистов «Евровидения», и воскликнуть: как можно так себя не любить, чтобы выставлять иностранца в финале? Я когда слышу такое, немедленно задаюсь зеркальным вопросом: как можно так себя не любить, чтобы опасаться конкурента еще на стадии национального отбора? Как же вы с таким трухлявым дном собираетесь противостоять на конкурсе всей Европе, где будет 45 конкурентов из самых разных стран и все как на подбор — один лучше другого? Ну как?

Каждый год, отправляясь в студию на предварительный отбор, я жду и верю, что вот–вот проявит себя новая поп–звезда, зажжется талантливый самородок и мы радостно выдохнем: «Вот он!» На этот раз свои заявки подали почти 100 исполнителей — 93 человека выходили к микрофону, и все мимо: нот, вкуса, здравого смысла, понимания того, зачем они пришли на этот конкурс. Короткая трехминутная нарезка с белорусского отбора второй год подряд в интернетах превращается в какой–то парад фриков. Ребята, вы сами себя не любите, когда спустя рукава приходите бог знает в чем и с чем на этот конкурс, по принципу «не взлетим, так поплаваем». Как сказал один из фрондирующих конкурсантов Виктор Лупасин: «Пришел за хайпом. Мне нужны просмотры». Нежно обожаемый в андерграундных кругах Лупасин сымитировал какой–то угарный панк–речитатив о гибели чайки, но сделал это так слабо и неэффектно, что ни к панку, ни к арт–року отнести его выступление не выпадает. Остановите, Вите надо выйти, как и всей остальной сотне претендентов, — смотреть на эту самодеятельность без слез невозможно.

И я понимаю растерянность организаторов: из кого выбирать? В итоге в финал чуть наскребли 10 участников, один из них — Алексеев. И что же мы видим? Годы идут, а так называемые продюсеры дальше своего носа смотреть не собираются. Группируются в кучки и, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями — искать и находить хороший материал для своих артистов, еще задолго до финального шоу пишут простыни протестов в соцсетях: украинец не пройдет! Дисквалификация! У него песня не такая и пижама мятая. Тем временем певец Alekseev звучит из каждого утюга, его имя знают не только в соседних Украине и России, но и в Европе, благодаря нашим скандальчикам в том числе. Поклонники «Евровидения» уже делают ставки на то, что в этом году Беларусь займет высокое место в финале. Рейтинг нашей страны в букмекерских ставках взметнулся на верхние позиции. Это что, плохо, Дмитрий? Я тебя спрашиваю. В чем организаторы не правы? Молодцы, подогрели интерес к себе и к стране.

Давай определимся, что такое «Евровидение». Это музыкальная Олимпиада. И самое главное в этом телевизионном состязании не песня и, боже упаси, не место прописки артиста, а рейтинги. Смотрибельность. Доля телесмотрения, за которую ЕВС будет биться до самого последнего вздоха. Они там без сантиментов и размахов души, люди практичные. Их беспокоит только одно — его величество зритель. И если надо, чтобы в шоу были шуты, провокаторы, бородатые женщины и одухотворенные сановники, они в лепешку разобьются, но обеспечат свой финал цветником из самых разных чудаков. Скажи мне, где в этом ряду стоит гражданство исполнителя? А нигде.

В женской баскетбольной сборной Беларуси на розыгрыше бьется американка с эффектной фамилией Бентли — ты знал об этом? И это единственная наша сборная, которая не только участвует в Олимпиаде (многих других туда часто просто не приглашают), но и показывает классный результат. Если Бентли и ее подружки по команде выиграют Олимпийские игры под белорусским флагом, ты что, будешь митинговать — несправедливо, хочу свою, с сухаревской пропиской «разводную», дисквалифицируйте Бентли? Ну смешно же.

Здесь точно так же. Запретить «понаехавших» — каменный век, не о том спорим. Поп–музыка — это чистая коммерция, ее строят, как и любой другой бизнес, в жестких условиях конкуренции. Не понимаю, почему для наших артистов должны быть какие–то особые преференции, если они со своей командой приходят на сцену за порцией славы, читай — гонорарами. Нынешний отбор, как и все предыдущие, еще раз доказывает: играть в бизнес по–взрослому мы пока не умеем или не хотим, все еще обижаемся и дуем губки — нас никто не знает и не любит. А как же узнать и полюбить, если за последний год в стране выпущено максимум два поп–альбома: один у группы Naviband, второй — у Саши Немо. Чем занимаются все остальные? Где хиты? Концерты и гастроли? Очень жалко и обидно, что столько лет топчемся на одном месте, не можем из этих детских штанишек выпрыгнуть.

А пятничный финал посмотрю с удовольствием и, если кто–то из наших артистов круто подготовится и выступит — вау! — без вопросов отдам за него свой голос, сердце и даже СМС–сообщение.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by


Солдаты неудач

Знаешь, Виктория, есть немалая разница между тем, что «организаторы разрешают», и хотелось бы видеть лично мне как зрителю и потенциальному болельщику. Да они, эти организаторы, что угодно разрешат, хоть черта лысого выгнать на сцену, если почуют, что это принесет в кубышку лишнюю звонкую монетку. Но если еще некоторое время назад они соблюдали разумный баланс, этакое негласное соглашение с публикой, давая ей взамен на денежку не самое плохое зрелище, то теперь все стало с ног на голову. Вместо хороших песен сплошные интриги и скандалы. Ну вот представь, купила ты билеты на живой концерт любимого артиста, заняла место в партере, а твой кумир вместо демонстрации собственных талантов полтора часа рассказывает разные обидные вещи про коллегу, который ему вдруг перешел дорогу. А ведь сегодня именно такие метаморфозы мы наблюдаем с «Евровидением». Впрочем, не только с ним. Явление, как вирус, проникло чуть ли не во все сферы, зарабатывающие на массовом зрителе: от искусства до спорта.

Давай, Вика, продолжим фантазировать. Ты опять пришла на концерт любимого исполнителя, а на сцену вышел кто–то другой. Ну какая тебе разница? Песни ведь те же поет. Может, даже фонограмма, под которую дублер открывает рот, от самого оригинала. Но ты почему–то не получаешь эстетического удовлетворения. Что стряслось, Виктория? Почему тебя не устроил легионер, которого нанял продюсер артиста?

Вот примерно такие я испытываю ощущения, когда за национальную команду выходит играть представитель другой страны. Не та эмоция. Смотришь, вроде и игра ладится или песня льется, но никак не отделаться от мысли, что ведом к вершинам славы этот атлет или артист совсем не высокими ориентирами. Я в зрительном зале, у телевизора или на трибуне болею за страну, а он там — на поле, льду, сцене, площадке — играет или поет за себя. И когда выступивший за нас, но не наш представитель стоит на пьедестале, я вижу поднимаемый в честь страны флаг, а он — развевающуюся большую банкноту. И здесь мне сложно избавиться от мысли, что меня обманули.

Легионеры в международных конкурсах и крупных соревнованиях убивают саму их философию и дух. Если объявляется первенство между странами, то оно таким быть и должно. Интернет, Вика, ты знаешь этот мем, не первый год хихикает над фото сборной Франции по футболу. На снимке одни темнокожие игроки. Я ничего не имею против расового многообразия на планете, но образ француза все же всегда представлялся несколько другим. А в итоге получается, что за мяч на статусном мировом турнире под флагами, скажем, Франции и Англии друг с другом борются камерунцы. Ты не находишь, Вика, в этом ироничной насмешки судьбы, прежде всего над публикой, которая молчаливо согласилась с перерождением зрелищ и состязаний в чистый бизнес? Баланс здесь, увы, нарушен давно.

К бизнесу, кстати, на законы которого ты, Вика, киваешь, у меня тоже накопились вопросы. Я соглашусь с тем, что сегодня путь артиста прокладывается не только его личными способностями, но и умениями продюсера. А они нередко ведут своих подопечных к успеху кто через российское шоу «Голос», кто через Украину, которая «мае талант». На этом фоне мне трудно вспомнить случай, чтобы кто–то из исполнителей добился более широкой известности, чем в узких кругах, через подобные наши проекты. Или когда к нам едут за славой исполнители из других государств. Нынешний претендент на «Евровидение» не в счет. Он свою птицу счастья поймал все же несколько раньше. Я это к тому, Виктория, что за стенаниями об отсутствии в Беларуси шоу–бизнеса стоит прежде всего неспособность участников эстрадной, назовем так, отрасли его создать. А может, и нежелание. Поскольку понимают, что в бизнесе придется играть совсем по другим, более жестким правилам. И здесь слезам, которые льет кучка друзей против кого–то, веры нет. Да их просто и не замечают даже.

Вот ты, Виктория, сравнила «Евровидение» с Олимпиадой и тут же провела бизнес–параллели. И здесь, как говорится, не в бровь, а в глаз. Вопреки канонам нашей рубрики, в этом абсолютно тебя поддержу. Из обоих мероприятий стремительно улетучивается дух честной состязательности. «Евровидение» утратило черты чисто вокального турнира и превратилось в какой–то балаган фриков. Олимпийский слоган «Быстрее! Выше! Сильнее!» уже неактуален. Теперь это состязание фармацевтов и допинг–офицеров. Игра в кошки–мышки, роль атлетов в которой отошла на второй план. Честно тебе скажу, нет у меня уже былого интереса к этим действам, иссяк азарт болельщика, потому и крайне редко смотрю трансляции. Если только наших, пока они действительно наши! За Домрачеву искренне радовался, потому что видел в ее глазах огонь. Она боролась за страну, а значит, и за меня. Будь на ее месте спортсменка, нанятая в другом государстве, я бы такие эмоции вряд ли испытал.

Скажи, Виктория, ты знаешь в истории хоть одну войну, которую выиграла бы армия наемников? Какие–то локальные, тактические задачи солдаты удачи могут выполнять в достаточной степени успешно. Пример из современности — ЧВК (частные военные компании, если ты не в курсе) приструнили сомалийских пиратов. Но решающих битв, сражений, исход которых решает судьбы народов и мира, наемники не выигрывали никогда. Здесь мало просто уметь воевать. Здесь нужны дух, понимание, что за тобой Родина, родные и близкие, будущее твоих детей. Поэтому войны всегда выигрывали только сплоченные идеей национальные армии. И современные победы на эстраде, в спорте обязательно будут, а значение их окажется весомей и духоподъемней, если их добьются наши люди. Победы, сделанные на заказ чужими руками, какие–то ненастоящие, что ли. Фальшивые. Блестят, но не радуют и не вдохновляют.

Дмитрий КРЯТ

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter