Не вырасти себе тирана

Что бывает, если ставить ценности ребенка превыше всего?

Что бывает, если ставить ценности ребенка превыше потребностей всех других членов семьи?

Шестилетний малыш поднялся в автобус с папой. Его крик выдернул пассажиров из утренней дремоты, словно навязчивый звонок будильника: «Не хочу на автобусе! Хочу пешком!» Мальчик требовал от отца подчиниться его воле. В ход шли все средства: ор, плач, топот ногами. Маленький тиран собрал вокруг себя целую площадку покровителей. «Ты же прекрасный ребенок, веди себя тише», «такой хороший мальчик, пожалуйста, не плачь», «просто принц, а кричишь», — незнакомые попутчицы вместе с беспомощным папой умоляли «королевича» соблюдать общественный порядок. Однако капитулировал не сын, а отец. Пара вышла раньше времени, чтобы тихо идти пешком. Очевидно, ребенок в этой семье — ось, вокруг которой вращаются все домочадцы. Кем вырастет маленький тиран? Об этом рассуждает психолог территориального центра социального обслуживания населения Минского района Ольга ДУБОВИК:

— Ребенок просто так не становится кем-то. Да, у каждого свой темперамент, но со временем все большее значение приобретает характер, а он формируется в окружении. Первые три года жизни, пожалуй, самые важные, проходят в семье. Поведение малыша определяют его родители, бабушки и дедушки.

— Ольга Львовна, какая семья превращает своего ребенка в идола?

— Мать-одиночка либо бабушка, которая без ума от внука или внучки, а возможно, и весь дом, «танцующий» возле отпрыска. Чем больше людей преклоняется перед ребенком, тем хуже для его будущего. Мальчики и девочки очень умны. Они быстро ориентируются, как и с кем себя вести.

— Каким образом домочадцы «поселяют» свое чадо на Олимп?

— Словами «ты у меня самый лучший», «ты — умничка», «самый красивый» постоянно делается акцент на исключительности ребенка. Но и это не все. Его полностью освобождают от домашних обязанностей. Наказание отсутствует. Малыш — бог. «Я сам» для него не существует, только «я хочу», «дай». Желания ребенка, его ценности превыше потребностей других членов семьи. Если какое-то поведение получило поощрение, то оно усваивается как верное или выгодное. Ребенок добивается своего тем или иным способом.

— Как можно узнать маленького бога, например, в песочнице?

— «Ваня, пойдем домой», — просит мама. «Не пойду», — отрезает тот. «Ванечка, миленький, нужно идти кушать готовить, папа скоро придет», — продолжает взрослый. «А я не хочу, и ты будешь сидеть со мной», — отрезает малыш. Мама, папа, бабушка, дедушка — все зацеловывают тиранящее их дитя.

— Что происходит с «самым-самым» в обществе?

— Такие дети плохо адаптируются. В саду ведут себя как дома, просто не умеют иначе. Уважение к окружающим отсутствует. Другие ребята не принимают такого друга. Родители увольняются с работы, чтобы сидеть с ребенком дома, ведь в саду его никто не ублажает. Там существуют правила, которым нужно подчиняться. Малыш чувствует, что теряет контроль над ситуацией, и стремится его вернуть привычными способами: истерикой, шантажом, криками.

В школе у этих детей рассеянное внимание. Они не приучены к режиму, труду, усердию. Божок либо сидит тихо, ничего не делая, либо протестует. Сбегает с уроков, где он не «самый-самый». Это не его среда. Может стать авторитетом для слабой группы. Будет искать во взрослой жизни для себя среду, которая поддержит образ, созданный родными.

Агрессивный, он выходит из-под контроля мамы и ищет выход накопившейся негативной энергии. Наплевательское отношение к родителям, учителям, асоциальное поведение, насилие — все это плоды такого воспитания.

— Иными словами, божок становится бесенком?

— Совершенно верно. Но родители продолжают заступаться. Страшно признать, что это они породили такую личность.

— Что заставляет воспитывать ребенка именно так?

— Скорее всего, влияние оказывает неосознанный прошлый опыт. Могут быть и другие причины: ребенок единственный и долгожданный, личностные проблемы родителей, отсутствие соответствующих знаний. Сейчас есть масса литературы, якобы психологической, но в ней легко заблудиться. Лучше читать классику. Труды известных педагогов и психологов. Нужно учиться быть родителями, а это большая работа над собой.

Сейчас детей воспитывает наше поколение, и нередко в атмосфере вседозволенности. Раньше идола кормили конфетами, сегодня средств ублажения стало больше. Нам дали свободу: живите, как хотите.

— Как же не создать себе тирана?

— С ребенком нужно разговаривать. Все социальные нормы прививаются фактически до трех лет. Тирана нужно спускать на землю и со специалистом учить его общепринятым правилам. Родители не должны бояться идти к психологу. Мама и папа заблуждаются, когда говорят: «Мы знаем, что лучше для нашего ребенка». Мы много говорим о любви, но, как ее подать правильно, не всегда знаем. Какая же это любовь, когда родители унижаются перед чадом? Во всем важно стремиться к золотой середине. И в воспитании тоже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter