Командир в юбке — Анна не на шее — Кабачок закрыт — Десять вечеров с Фоменко

Не впасть в спячку

Командир в юбке — Анна не на шее — Кабачок закрыт — Десять вечеров с Фоменко

Говорят, режиссура — не женская профессия. Брехня! Посмотрите на Светлану Дружинину. Целеустремленная, волевая, обворожительная. В ней нет ни грамма вульгарности или пошлости. Вся она — воплощенный вкус и интеллигентность. «Мать» всех экранных гардемаринов земли русской. Создатель увлекательной саги о дворцовых переворотах. Она так искренне увлечена исторической темой, что, кажется, современность Дружинину мало интересует. Режиссер уверена, история повторяется по спирали и все ответы следует искать именно в прошлом. Документальный фильм «Королева дворцовых переворотов» показал, как требовательна и собранна Светлана Сергеевна на съемочной площадке. Сколько славных историй — печальных, парадоксальных и романтических хранит ее профессиональная память, которой можно только позавидовать.

Ее по–прежнему не подводит и чутье на талантливых актеров. Сколько дарований реализовалось, стало суперзвездами с ее легкой и счастливой руки. «Мне 47 лет, но Светлане Сергеевне я благодарен до сих пор», — вдруг светлеет прямо на глазах всегда хмурый и внутренне напряженный Александр Домогаров. Поддержать и помочь советом всегда готов муж и известный оператор Анатолий Мукасей. Впереди у четы новый большой проект — «Гардемарины IV», задуманный еще несколько лет назад, но неожиданно зазвучавший актуально и сегодня. Каким запасом энергии надо обладать, чтобы решиться сегодня снимать костюмное кино! Только представишь, сколько камзолов надо пошить, — мороз по коже. В общем, Дружинина и ее единомышленники призывают вас не вешать нос. Даже если вы гардемарин только в душе.

Яркая актриса театра имени Я.Купалы Анна Хитрик всегда излучает веселье и оптимизм. Даже в трагических ролях у Хитрик в глазах всегда надежда. Анна стала героиней нового выпуска авторской программы Светланы Боровской «Выход есть». Иногда в горле во время просмотра появлялся ком: сколько потерь и потрясений пережила эта маленькая женщина. О распаде своей группы «Детидетей», в которой она участвовала вместе с коллегами по театру Дмитрием Есеневичем и Михаилом Зуем, сказала просто: «Если люди расходятся, то они сами виноваты». Испытывать актрису судьба продолжает и сегодня: Хитрик пришла на «терапевтическую» программу к Боровской ради одного признания. И просьбы. Какой? Не поленитесь, посмотрите передачу.

Ольга Аросева во второй половине жизни любила принимать гостей на своей даче. И в Москву приезжала только ради спектаклей в Театре сатиры. К 90–летию знаменитой пани Моники из «Кабачка 13 стульев» вышел фильм–портрет «Рецепт ее счастья». Рецепт оказался прост: как можно больше дарить себя другим людям.

Аросева любила шляпки и преферанс, умных собеседников и хорошую компанию. В поздних своих спектаклях играла раскованно и свободно. Материал позволял: чаще всего это были комедии с детективным уклоном или без. «Как пришить старушку», «Афинские вечера», «Идеальное убийство». В спектакле на грани фола, как это часто бывает у Романа Виктюка, «Реквием по Радамесу» ее партнершами были Вера Васильева и Елена Образцова. Жаль, что у этой постановки не очень длинная сценическая жизнь, но и та оказалась эффектной.

Наверное, в искусстве нельзя прожить без этакого пушкинского жизнелюбия, без легкого дыхания, какое было у Аросевой. Невозможно копить свои обиды, коллекционировать стрессы. На «Культуре» завершился 10–серийный документальный цикл «Петр Фоменко. Легкое дыхание». Как писалось иногда в предисловиях к собраниям сочинений того или иного писателя, это, наверное, наиболее канонический и исчерпывающий рассказ о судьбе режиссера.

И хорошего в ней все–таки больше, чем плохого. Несмотря на то, что широкое признание пришло поздно. Снова можно освежить в памяти, сколько проблем с цензурой было в свое время у Петра Наумовича. Почему почти в каждом его спектакле по русской классике искали фигу в кармане.

Наверное, наряду с учениками Олега Табакова ученики Фоменко сегодня занимают не последние позиции в искусстве. Сестры Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Галина Тюнина, Евгений Цыганов могут в профессии все. Они одинаково хороши и убедительны как в серьезных драмах по абсурдисту Ионеско, так и в зрительских сериалах и проектах, таких как «Дневной дозор», «Фарца» или «Оттепель». Жизнь учит: не нужно быть снобом, и тогда люди к вам потянутся.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 249 (24879). Четверг, 24 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter