Гомельские ремесленники запустили общебелорусский футбольный проект

Не упустить нить игры

Что общего между футболом и ткачеством? Гомельские ремесленники нашли точки, точнее, узелки соприкосновения. Они ткут необычный проект “Нить футбола”. Технологии дедовские — ручные. Техники ткачества — традиционные белорусские, уральские, а также нитевые схемы берберов Северной Африки. Проект полностью хенд мейд, его задача — популяризация нашего футбола.


“Своим проектом хотим показать, что ткацкая ручная продукция может быть не только традиционной, но и современной, модной”, — рассказывает автор проекта “Нить футбола” Алевтина Гулина.

Частный дом в одном из районов Гомеля утопает в майской зелени. Ворота с калиткой открыты. Из будки за мной следит собака. В отличие от таблички на заборе, которая оповещает о ее злости, животное из будочной прорези показывает только нос и глаза. Возле беседки с виноградом меня встречает хозяйка дома — старший мастер ремесленной артели Fratelli Алевтина Гулина. Она — автор проекта “Нить футбола”. Хотя сама признается, футбольными страстями не горит, но болельщикам очень сочувствует в их переживаниях. Именно в такой среде родилась “Нить футбола”, рассказывает автор:

— Двое моих сыновей и супруг — страстные поклонники этого вида спорта. Они говорят: если в Англии перед матчем в цвета клуба наряжаются целые районы, а иногда и города, то у нас только редкие фанаты с клубными шарфами. Например, я хочу на улицах родного города в день матча всем своим видом поддержать ФК “Гомель”. Из символики только безразмерные синтетические майки и безвкусные шарфы, которые весной и летом не наденешь — жарко.

Гомельский проект позволяет болельщикам поддерживать свой клуб. Например, супруга не ходит вместе с мужем на стадион, но желает подчеркнуть, что в ее семье любят и ценят футбол — она может купить сумку клубной расцветки, ручку для сумки или тканый пояс. В ассортименте юбки, подтяжки, галстуки, шарфы, штандарты, салфетки под кубки.

Маленькая мастерская зашита деревом. Нити натянуты, как струны. Мастер умело работает бердом. Это такой ткацкий инструмент. Технология древнейшая, еще достаночная. Многим приемам пришлось учиться через интернет, рассказывает Алевтина Гулина:

— Мы привыкли, что ткачество — это у нас народная традиция. Но как только я начала серьезно заниматься этим направлением, оказалось, что необычную ручную работу найти непросто. Фабрики, народные центры — это в основном рушники, салфетки. Что-то нестандартное — проблема. Придумывали сами, учились через интернет. Своим проектом хотим показать, что ткацкая ручная продукция может быть не только традиционной, но и современной, модной. Ежегодно модельеры ищут новые решения, уверена, скоро будет мода на домотканые вещи.


В маленькой мастерской кипит работа. Уже готова гомельская “зелено-белая” часть проекта “Нить футбола”. На очереди борисовская расцветка. БАТЭ сегодня — визитная карточка нашей страны. В планах — создание целой серии футбольных шарфов с древними белорусскими орнаментами. Символы будут обозначать силу, удачу, победу.

Гомельские ремесленники затронули очень важную тему, рассказывает болельщик со стажем Александр Шорец:

— Мне довелось лет десять назад посетить итальянское дерби “Интер” — “Милан”, перед стадионом было две человеческие реки: “сине-черная” и “красно-черная”. Тысячи людей в цветах любимых клубов. Шарфы, кепки, майки, флажки. Фанаты, старики, женщины, дети — все по форме. Это уже традиция, культура боления. У нас сегодня 3—4 клуба в стране имеют свои магазины по продаже атрибутики. Остальные просто, наверное, ленятся. Я не нахожу другого объяснения, почему единственный клуб в городе с населением в 300—500 тысяч не организует банальную продажу маек и шарфов. Администрация не занимается маркетингом: развитием торговой сети клуба, сектором услуг, привлечением болельщиков на стадион. Для ряда клубов стало схемой жизни просить спонсорские деньги, а если их вдруг не дали, разводить руками — нет денег, нет игры.

Кстати, клуб “Гомель” хороший пример или антипример такого развития. В начале “нулевых” гомельчане имели толстую подушку спонсорских нефтяных денег, новый стадион, неплохие результаты (золото чемпионата), самую высокую посещаемость в стране. Казалось бы, вот все условия для развития околофутбольного маркетинга. На дворе 2016-й, но всего пару лет как атрибутика начала продаваться через сайт. Прошлый год при катастрофической игре команды — вылетела в первую лигу, билеты на стадион оставались самыми дорогими в Беларуси. Подход к болельщику на самом деле антифутбольный. Его не приглашают на стадион ради шоу, создавая атмосферу не только игрой (которой часто нет), а и системой скидок, акций, дополнительных развлечений, но занимают позицию “Если ты — болельщик, ты обязан прийти и поддержать родной клуб”. Не шоу, а обязаловка?

Эти цифры для нас, конечно, не показатель, но такие клубы, как “Манчестер Юнайтед” или мадридский “Реал”, в год продают до 1,5 миллиона своих маек. Это уже целая индустрия бизнеса.

Может ли проект маленькой гомельской ремесленной артели изменить подход к нашему футболу? Частично — да. Но в целом это огромная работа для федерации, клубов, болельщицких сообществ. Однако такие проекты, как “Нить футбола”, создают уникальные особенности именно белорусской футбольной культуры. Прийти на лигочемпионский матч БАТЭ в тканом галстуке цветов клуба и с белорусским орнаментом. Быть не похожим на немцев, англичан, итальянцев. Быть уникальным. Из таких штрихов и складывается неповторимая атмосфера игры и всей жизни.

Досье “НГ”

Стать ремесленником у нас можно за пару дней. Процедура регистрации доступна для всех. Людям с инвалидностью нет необходимости представлять какие-либо дополнительные документы. Перечень видов ремесленной деятельности довольно широк: от изготовления рыболовных снастей, сундуков и ведер до бисероплетения, вышивки, резьбы и макраме. Ремесленный сбор в размере 1 базовой величины в год. Следует обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, написать заявление и оплатить налоговый сбор. С этого момента вы имеете право продавать свои изделия.

С футболки по центу

Ведущие футбольные клубы Евросоюза зарабатывают сотни миллионов евро в год. Такие суммы они получают благодаря выручке от матчей — продажи билетов и еды на стадионах, реализации прав на телетрансляцию и получении коммерческих доходов, которые поступают от заключения спонсорских контрактов, трансферов игроков и, конечно, продажи собственной атрибутики: шарфов и футболок, брелоков, кепок, чашек с символикой.

Самый продаваемый товар из этого перечня — футболки с именами популярных игроков. Среди грандов наибольшую прибыль от их продажи имеют испанский “Реал” и английский “Манчестер Юнайтед”: за прошлый год они реализовали 1,41 миллиона и 1,4 миллиона футболок соответственно и заработали одинаковую сумму — по 112 миллионов евро каждый.

Коммерческая составляющая в общей сумме доходов клуба играет немалую роль. Английский “Ливерпуль”, например, в прошлом году пополнил бюджет 391,8 миллиона евро,

а более трети от них — 153 миллиона — заработал на коммерции. На протяжении 12 лет возглавляющий список самых богатых клубов испанский “Реал” в прошлом году заработал 577 миллионов евро. Из них 247,3 миллиона — прибыль от коммерции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter