Доверяют ли белорусы отечественным лекарствам?

Не то, что дешевле. А что спасает жизнь

Главное, чтобы в аптеках был выбор лекарств: белорусских и импортных
НЕДАВНО моей дальней родственнице, жительнице деревни Рахманьки Минского района, поставили диагноз «хроническая гипертензия». Женщина немолодая, поэтому врач, выписывая рецепты, сразу предупредила: пить таблетки придется постоянно, не отклоняясь от «курса». Список получился внушительным по перечню и, как позже выяснилось, по цене.



Фельдшер Семенчанского ФАПа ВалентинаМОРОЗ знает, чем болеют
ее пациенты.

– СЕРМИОН, лизиноприл, омладин, кардиомагнил, фенибут, индапен, физиотенс, — вглядываясь, перечисляет названия упаковок тетушка. — Кроме двух белорусского производства, остальные импортные. Почти полпенсии уходит на «здоровый образ жизни». Отовариваюсь в аптеках столичных, благо до Минска рукой подать. Раз в месяц узнаю по справке что, где, почем. Вместо импорта пробовала лечиться своими аналогами — они намного дешевле, но почему-то не помогают. А так могла бы прилично сэкономить. 

Чтобы узнать, что значит «прилично» для пенсионера и сельской жительницы, звоню в одну из аптек Минска. К примеру, цена на импортный сермион — 163 тысячи рублей, белорусский аналог ницерголин стоит 102 тысячи. Заграничный физиотенс предлагают за 193 тысячи, в то время как его отечественный «тезка» дешевле на 40 тысяч. Получается, по всем тетушкиным рецептам набегает немалая сумма, если бы, как она говорит, «белорусские ей пошли». Что поделаешь, здоровье дороже любых лекарств. Но как быть тем сельчанам, у которых нет возможности выбрать, какое лекарство и в какой аптеке купить, чтобы оно не только устраивало по цене, но и эффективно помогало? 

В климовичской аптеке № 153 пятой категории на прилавках препаратов наших представлено более 30 процентов. По словам заведующей Натальи Асмоловской, в последнее время растет оборот отечественной продукции. Спрос рождает предложение. Но на что конкретно ориентируются покупатели? Некоторые приезжают из близлежащих деревень. И первым делом интересуются, какие препараты дешевле и при этом белорусского производства. Ведь пенсии на «импорт» может и не хватить, шутят они. 

— Но есть и те, кто, несмотря на цену, предпочитает только зарубежные лекарства, ведь на них фактически «живут». Это люди с хроническими заболеваниями, кому прописаны гормональные средства, — проводит мониторинг Наталья Асмоловская. — Так что выбор есть. Честно признаюсь, мы продвигаем и предлагаем лекарства наши. А есть контингент малообеспеченных, которым неправильно было бы предлагать то, что дороже. 

А в деревне Светиловичи Ветковского района лекарства заказывают из центральной аптеки с доставкой… на дом. Необычная форма обслуживания здесь появилась еще летом прошлого года. Сельскую аптеку закрыли, но жителей, в основном людей пожилых, без лекарств не оставили. Раз в неделю за сорок километров выезжает необычная автолавка в деревню, где уже в здании старой аптеки идет бойкая торговля. Интересуемся у фармацевта-рецептара Алины Лапицкой, которая по пятницам «выходит в рейд», что заказывают сельчане?

— Есть в «арсенале» и импорт, но по опыту знаю, у сельчан большим спросом пользуются именно белорусские таблетки и микстуры. Обезболивающие, сердечные, для лечения артериальной гипертензии.

Пациенты Семенчанского ФАПа Житковичского района тоже доверяют именно отечественным лекарствам и врача обычно просят: «Ты мне чего-нибудь, Яковлевна, из нашего посоветуй, мне от этих заграничных ни холодно ни жарко…» Решающий фактор выбора — ценовой, говорит Валентина Мороз. К примеру, эналаприл белорусский — 5 тысяч рублей, импортный аналог куда дороже. Известный заграничный сироп от кашля стоит более 60 тысяч, белорусский амброксол — 20750. За что проголосует рублем сельчанин? Ответ известен. Сейчас на ФАПе в основном раскупают отечественные противопростудные лекарства, от кашля, давления, противовоспалительные средства, антибиотики. 

В деревню Лапичи Осиповичского района ездят покупатели из соседних Жорновки, Малой и Большой Гравы, Погорелого. По словам заведующей аптекой № 90 Тамары Нехайчик, основной процент продаж также составляют наши лекарства. Считает, что надо еще уметь человеку предложить необходимое, помочь с выбором:

— Конечно, есть лекарства, которые белорусскими не заменишь. Тут уж без вариантов. Но вот вам пример. Вместо импортного диабетана (принимают при сахарном диабете), который стоил порядка 200 тысяч рублей, хорошо идет наш гликлазид по 75900. Отзывы неплохие. Сами понимаете, сахарный диабет — заболевание капризное. Считаю, что много у нас своих препаратов эффективных. Иногда человек настраивает себя сам — белорусское покупать не буду. Наши лекарства по действию мало чем отличаются от импортных, а посему, говорят, зачем переплачивать…

А вот заместитель заведующей Жабинковской центральной аптеки Татьяна Кречко по опыту знает, что, несмотря на спрос, на прилавках пока нет белорусских аналогов многим импортным препаратам, хотя должен быть широкий ассортимент как отечественных, так и импортных препаратов. 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter