Не стой под стрелой!

Башенные   краны   давно   исчерпали свой   ресурс   и   превратились   в   механизмы   повышенной   опасности.   Однако   ситуация   может   измениться   уже   в   этом   году…

Башенные   краны   давно   исчерпали свой   ресурс   и   превратились   в   механизмы   повышенной   опасности.   Однако   ситуация   может   измениться   уже   в   этом   году…

Микрорайон Сухарево-4. Строительная площадка девятиэтажного панельного дома. Вот и он, КБ-160, самый старый в Минске башенный кран. Москвич, 34 года от роду — скоро уже четверть века, как должен быть на пенсии. Но нет, по-прежнему в строю. Заменить нечем, строят каждый день в три смены, да и подвижный он еще, старичок-то. 

— Это только кажется: годы делают с металлом свое дело. Усиливается коррозия, накапливается «усталость» несущих конструкций – угроза разрушения при больших нагрузках повышается до предела, — констатирует Анатолий Даньков, начальник Минского участка эксплуатации башенных кранов управления механизации №79. – И, увы, это проблема не одной стройплощадки. По столице и области у нас 167 таких кранов: 99 процентов из них отслужили свой срок. Кому за 15 лет перевалило, кому за 20, а кто и третий десяток разменял… Каждый год проводим диагностику, меняем отдельные элементы, разрешение на работу выдаем только после тщательных обследований. И что же? Ежедневно по 20 отказов: где редуктор полетел, где электродвигатель приказал долго жить, а где и электрика подкачала. Как следствие – вынужденный простой и штрафы от заказчика. Но если бы только это… 

2003 год, Орша. На стройке жилого дома в самом центре города рухнул кран КБ-403, похоронив под собой машиниста и рабочего. Причина – возраст и разрушение сварного листа в опорно-поворотном устройстве. Через два года точно такой же башенный кран наделал шуму на улице К. Цеткин в Минске: рабочий остался жив по счастливой случайности. Брест, февраль этого года: канат КБ-308 оборвался – и 10-тонная стрела обрушилась на монтажника с 30-метровой высоты…

А мы едем дальше: Лошица-2, улица Я. Лучины. Возле 16-этажки трудится красавец КБСМ-503Б. Производитель – петербургский завод, стоимость – 600 тысяч долларов, грузоподъемность — 12,5 тонны. Любо-дорого посмотреть. Неспециалисту и невдомек, что в Минске это первый новый кран, закупленный в 1992 году. 

— Два похожих сейчас находятся на складе столичного МАПИДа, столько же поступило в прошлом году в Витебск и Гродно. Но это капля в море: в год в Минске и области списывается около 200 кранов, десять из них – башенные, без которых не может обойтись ни одна стройка, — объясняет Валерий Станкевич, заместитель начальника Минского управле-ния «Проматомнад-зора» МЧС. – Отсюда – дилемма: новых подъемных сооружений стройорганизации практически не закупают. Дорого. Старые, не прошедшие техосвидетельствование, отправляются на «Вторчермет» в Гатово или пломбируются. Как следствие – почти  40-процентная нехватка кранов на стройках республики. И, к сожалению, все более частые игнорирования наших запретов.   

Скажем, исправны три крана, а нужно семь: висят объемы, горят графики — строить просто необходимо. Пломбы срываются, машинисты садятся за штурвалы: когда пронесет, а когда и нет… В декабре прошлого года в СПК «Юшевичи» Несвижского района рабочему строительной бригады «авось» и сорванные пломбы стоили жизни. 

— Проблеме не один год, и касается она не только кранов башенного типа. Автомобильные, гусеничные, мостовые, козловые и пневмоколесные – цифры по республике неутешительны: из 17-тысячного парка кранов изношено почти 90 процентов. Купить запасные детали, механизмы и агрегаты все тяжелее: модели старые и зачастую давно сняты с потока заводами-производителями. Качество работ единственного из оставшихся белорусских предприятий по ремонту кранов («Кранмаш») оставляет желать лучшего, — рассказывает Алексей Щеглов, начальник управления по надзору за подъемными сооружениями «Проматомнадзора» МЧС. – Чтобы кардинально изменить ситуацию, Беларуси требуется, как минимум, 100 новых башенных кранов в год. Однако самый дешевый такой механизм стоит 350 тысяч долларов, средний – 500, качественный немецкий – около миллиона. Поэтому покупать приходится в основном в России: Москве, Ржеве, Петербурге, Ухте. Своего завода в республике по-прежнему нет.    

Впрочем, создавать его пытались, и не раз. В разное время в поле зрения специалистов попадали Молодечненский завод металлоконструкций, минский «Строймаш». Все не то. Поиски  «кандидата» завершились в конце 2005 года: выбор пал на могилевский завод «Строммашина». Установили необходимое технологическое оборудование, подписали договор с Ржевским краностроительным заводом. Схема проста: предприятие совместное, чертежи российские, сборка – наша. Пробный башенный кран соберут в конце июля, весь август он будет проходить испытания в Минске. Что потом? 

— Если тесты завершатся успешно, до конца 2006 года в Могилеве изготовят еще 5 таких же кранов. Преимущества очевидны: сервисное обслуживание — белорусское, цена – в полтора раза ниже российской. Что и говорить, шаг вперед, неплохое начало… Но даже при самом лучшем исходе совместного начинания это лишь часть решения проблемы. Одного завода явно недостаточно, — рассуждает Алексей Щеглов. — Месяц назад этот вопрос обсуждался на заседании Совета Министров Беларуси, и теперь Министерству архитектуры и строительства поручено разработать и внести свои предложения.  

Один из возможных вариантов сейчас изучает в Пекине группа экспертов концерна «Минскстрой». Не исключено, что вскоре в Беларусь начнут поставлять китайские башенные краны либо организуют совместное предприятие по их производству.  

Прямая речь

Сергей ЛАСТОЧКИН, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси: 

— Нами уже подготовлена и передана на согласование в Совет Министров Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительных организаций на 2006—2010 годы. В частности, через пять лет она предусматривает полную замену в республике 732 из 1211 башенных кранов. За счет чего? Часть из них (как мы планируем, 50—70 кранов в год) будет производить могилевский завод «Строммашина». Остальные приобретем во Ржеве. В планах закупок – краны последних серий с длиной стрелы до 55 метров. Они более подвижны и функциональны: так что цифру 732 можно смело умножать на два. Средства на реализацию госпрограммы, которая начинается во втором полугодии этого года, должны поступать из инновационных фондов рай- и облисполкомов.  Кроме того, будут задействованы банковские кредиты и собственные средства строительных предприятий. Если же говорить о кранах других типов, то износ сегодня составляет 80—85 процентов. До конца 2010 года их парк также должен обновиться более чем наполовину.    

Кстати

Сегодня «Проматомнадзору» МЧС Беларуси исполняется 50 лет. Объем работ, выполняемых специалистами этого ведомства, огромен. Его инспектора осуществляют постоянный надзор за предприятиями химической отрасли, системами газоснабжения, магистральными трубопроводами, подъемными сооружениями, котлами, горными и геолого-разведочными работами, утилизацией боеприпасов, перевозкой опасных грузов и т.д. Только в 2005 году во время проверок выявлено более 206 тысяч нарушений, на их устранение выдано 19 тысяч предписаний. Приостановлено почти 11 тысяч объектов, технических устройств и работ. Около 8 тысяч должностных лиц различного ранга привлечены к административной ответственности.      

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter