Жизнь вокруг разнообразна и красива

Не сотвори кумира

На один из юбилеев коллега из журналистского мира подарила мне картину. Вкус у нее хороший, и подарок получился интересным. Так уж вышло, что картина эта и сейчас висит у меня в комнате. Называется она «Первая зелень», а автор – член Союза художников СССР В.И.Королев.



…В саду цветет яблоня, под ней на переднем плане щиплет первую травку белая лошадь. Но художник явно хотел вложить более глубокий смысл в незамысловатый сюжет. За белой лошадью видятся ноги и небольшая часть крупа другой лошади – черной. Игра белого и черного всегда имеет потаенный смысл. В данном случае тоже. Дескать, не следует забывать, что при всей внешней идиллии светлого весеннего утра нас может поджидать и некая беда.

Так, во всяком случае, я понимаю это произведение. Картина в целом удачная и много говорит о мастерстве автора, но на шедевр не тянет. А жаль! Почему? Ну, отчасти и потому, что я не коллекционер и с готовностью продал бы ее тогда за большие деньги, в которых не раз нуждался в этой жизни.

Однако дело даже не в этом. Я слишком быстро разгадал замысел автора и теперь могу месяцами и даже годами позволить себе не глядеть на нее. Так открывается разница между рядовым творением художника и бесценным шедевром. Разумеется, я бывал в Третьяковской галерее и Эрмитаже, любовался выставленными там произведениями великих мастеров. Довелось быть и в Лувре, в Дрезденской галерее и более простых салонах живописи. Не скажу, что стал фанатом какого-то одного или нескольких авторов. Меня впечатляют такие разные мастера, как Рафаэль и Сальвадор Дали, почему-то меньше трогает Айвазовский, но именно он, как ни удивительно, открыл мне мою личную тайну, о которой я только подозревал. Я боюсь и не люблю воду, но меня что-то непреодолимо тянет к ней. Потому, видимо, и люблю пропадать на рыбалке.

Сделал для себя и другое маленькое открытие. Большие художники и их бессмертные произведения помогают нам постичь суть такой заповеди, как «не сотвори себе кумира». Они говорят об этом уже самим многообразием своего творчества. Шедевры говорят даже больше, нечто на грани кощунства – они утверждают, что кумиром не может быть даже Всевышний. Он нечто иное и большее, а каждый из нас – обычный человек — является маленьким божеством. Единственным и неповторимым в своем роде. Может, потому и тянет нас вернуться вновь в галереи с выставленными в них картинами и полюбоваться другими и себе подобными?..

У меня есть свой личный «индикатор» определения глубины того или иного произведения искусства. В музыке это мурашки, которые внезапно пробегают по телу и куда-то исчезают. Такое, видимо, испытывают многие. В живописи тоже происходит нечто подобное, разве что добавляется некое легкое придыхание и желание задержаться.

Тем не менее, честно признаюсь, сам я никогда не смог бы отличить подлинный шедевр живописи от искусной подделки. Не вижу в этом никакой трагедии. Более того, уверен, что так называемое массовое искусство составляет основу нашего эстетического воспитания.

Говоря о шедеврах, следует помнить, что это все же более чем штучный товар, они сами по себе – редкое откровение. Но жизнь вокруг многообразна и красива. Потому и радуют нас многочисленные произведения даже мало кому известных авторов. Никто не отнимает у них шанс однажды выдать на-гора великое произведение. Мне порой вообще думается, что творческими людьми всегда движет желание если не прославиться, то обратить на себя внимание окружающих обязательно. Это, так сказать, внутренний двигатель любого творчества.

Один из моих давних знакомых, в прошлом министерский чиновник, несколько лет назад уединился в деревеньке на берегу Нарочи и взялся за кисть. Недавно, находясь в тех краях, заглянул к нему и увидел некоторые его работы. Мурашки не пробежали, но несколько его картин впечатлили. Одну из них даже уговаривал продать, но художник согласился сделать это только за символическую цену. Отвезу ее на дачу.

Подошел к картине с лошадками, что висит у меня в комнате. Мысленно сказал еще раз спасибо коллеге, подарившей эту картину, и ее автору. Да, это не шедевр. И все же – что-то в ней есть… Напоминание о грядущей весне среди все еще снежной зимы? Но это обман, на который при всем своем жизненном опыте я не куплюсь. Зимой надо жить среди сугробов, а не витать в облаках.

Белое и черное – это добро и зло? Согласен. Но что толку от этого откровения, если сталкиваюсь с ним едва ли не постоянно?.. А может, я все-таки что-то упустил и не рассмотрел, коль все еще висит эта картина на своем месте? Может, стоит приглядеться получше? Никогда не торопись объявить себя оракулом.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter