Что говорят родители и дети о внедрении новых форм дошкольного образования?

Не школа, а детский сад какой-то

В Минске с каждым годом все больше новостроек. На глазах вырастают целые микрорайоны. В основном их жителями становятся молодые семьи с детьми. В некоторых районах столкнулись с проблемой нехватки мест в детских садах шаговой доступности. Поэтому с нового учебного года городские власти решили внедрить несколько новых форм дошкольного образования. Прошло немного времени для их апробации. Можно ли говорить о каких-то конкретных результатах, устраивают ли эти эксперименты родителей и детей, и что говорят сами воспитатели? 


 Фаина ИСУПОВА — воспитатель дошкольного образования

Захожу в минскую среднюю школу № 177. Школьники прогуливаются по коридорам, учителя несут в руках журналы, в классах ребята готовятся к новому уроку. Типичная школьная жизнь. Но интерьер двух школьных кабинетов существенно отличается от остальных. Яркие игрушки, красочные книжки, поделки на подоконниках. О том, что нахожусь в школе, подсказывают разве что рабочие столы и доска. Но удивляться не стоит. На базе этого учреждения в нынешнем учебном году организовали специальную детсадовскую группу.

Людмила Полулех, главный специалист управления образования, спорта и туризма администрации Первомайского района, объясняет нюансы: «Чтобы решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях шаговой доступности свободные площади в школах перепрофилировали. Такой опыт пока осваивается только в нашем районе».

В результате из разных детсадов Первомайского района около ста ребят в возрасте от 6 до 7 лет продолжают быть воспитанниками детских садов, но каждое утро отправляются в школу.

Группа наполняется детским разноголосьем — дети пришли с улицы. Воспитатель Фаина Исупова предлагает мальчишкам и девчонкам поиграть в конструктор: «Видите, наш образ жизни совсем не похож на школьный. Мы занимаемся по программе для дошкольников. Да, учим буквы, цифры, изучаем окружающий мир, но все как в обычном саду. И режим у нас адаптирован для дошкольника — четырехразовое питание, сон, музыкальные и физкультурные занятия… Дети находятся в школе до 19.00. Но при этом ребята привыкают к школе. Уверена, в следующем году в роли первоклассников они придут сюда без всякого страха».


Эти дети хоть и продолжают быть воспитанниками детского сада, но каждое утро отправляются в школу.

— Мы уже разработали программу сотрудничества со школой, — включается в разговор Наталья Орлянская, заведующая столичным яслями-садом № 508, где проходит эксперимент. 

Воспитатели дошкольного учреждения поучаствуют в открытых уроках в первых классах. Цель мероприятия — чтобы специалисты перенимали друг у друга опыт в обучении. А в мае запланирована встреча детей с будущими педагогами.

— Кроме того, у нас организованы занятия по подготовке к обучению в первом классе, поэтому ребята из детсадовской группы могут в них поучаствовать, — дополняет директор школы № 177 Татьяна Молчанова.

Интереса ради я спросила у детей, кем они себя считают — дошколятами или школьниками.

— Что за глупый вопрос? — возмутился один из мальчиков, а потом важно заметил: — Неужели не видите? Мы в школу ходим.

Кстати, поначалу родители без особого энтузиазма восприняли новость о создании детских групп в школах. А сейчас довольны. У детей пропадает страх перед будущей учебой. Скорее всего, адаптация у таких ребят пройдет значительно быстрее. Или ее не будет совсем.

Во Фрунзенском и Московском районах тоже внедрили новую форму дошкольного образования. Здесь открылись семейные группы на базе детских садов. Наталья Богук, главный специалист управления образования, спорта и туризма администрации Московского района, погружает в суть нововведений. Допустим, у нас есть многодетная семья, где воспитывается 3 и более детей в возрасте до семи лет. По желанию маму могут оформить на работу в детский сад воспитателем на 0,5 ставки. Рабочий день мамы-воспитателя семейной группы начинается в 8.30 и продолжается несколько часов — от 3 до 7. Мама сама проводит с детками развивающие занятия. В основном все время они проводят в привычной для себя обстановке — дома. Но вместе с ребятами из обычных групп они могут посещать музыкальные и физкультурные занятия, участвовать в утренниках и других мероприятиях. У семейных групп есть также своя площадка в детском саду для прогулок на свежем воздухе.


Заглядываем в семейную группу. Вера Яскевич — мама в кубе: недавно в их семье появился третий ребенок. А теперь она еще и воспитатель в детском саду № 412. Вера играет со старшими малышами и одновременно качает в коляске младшенькую Лизоньку: «Мы с мужем не планировали отдавать детей в сад, но при этом нам хотелось, чтобы они социализировались. Поэтому для нас семейная группа — идеальный вариант. Я постоянно нахожусь рядом с детьми, но всегда могу привести малышей в садик на занятия. Если будет необходимость, можно обратиться за помощью к дефектологу, психологу. Плюс и в том, что для занятий с детьми я могу брать в саду дидактические материалы».

Еще одна мама, принявшая участие в эксперименте, рассказала, что хотела определить двух детей в садик поближе к дому, но мест в нем не оказалось. Поэтому вариант с семейным детсадом тоже пришелся ей по душе.

Пока неизвестно, получат ли новые формы широкое распространение. В конце учебного года специалисты по дошкольному образованию подведут итоги. Если первый блин не выйдет комом, семейные и детсадовские группы на базе школ появятся в других районах Минска.

Прямая речь

Елена МАКАРЕВИЧ, главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Комитета образования Мингорисполкома:

— Чтобы частично решить вопрос обеспеченности местами в учреждениях дошкольного образования шаговой доступности мы предложили несколько новых форм. А проблема действительно есть. Например, в прошлом учебном году дошкольные учреждения работали с нагрузкой в 122 процента от установленных норм. Понятно, что такая ситуация характерна не для всех районов города. Чаще эта проблема касается активно застраивающихся микрорайонов: Каменной Горки, Михалово, Масюковщины. 

В Первомайском районе Минска в этом учебном году на базе школ организовали 4 детсадовские группы. В школы завезли новую мебель, оборудовали помещения для игр и сна. Ребята занимаются и отдыхают по дошкольному режиму дня, с ними работают воспитатели и помощники воспитателей, в положенное время проводятся занятия.

Кроме этого в Минске открыли шесть групп кратковременного пребывания, так называемые семейные группы. Когда маму, воспитывающую 3 и более детей до 7 лет, могут оформить на работу в детский сад. Для этого ей нужно написать заявление и представить 

необходимые при трудоустройстве документы, в том числе и медицинскую справку. При этом женщине необязательно иметь образование педагога.

Как воспитателю маме будут положены оплачиваемый больничный и отпуск. Детское пособие за ней сохраняется. Когда младшему из детей исполнится три года и женщине нужно будет выходить на работу по основному месту, она сможет выбрать, остаться в детском саду или вернуться к своей профессии. Во втором случае семейная группа будет расформирована, детей определят в обычную группу в детский сад, где будут свободные места. Договор с мамами заключается на время учебного года.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter