Варшава и Вильнюс пытаются скрыть правду от мирового сообщества, но тайное рано или поздно становится явным

Не рой яму другому

В Польше признали-таки факт дезертирства Эмиля Чечко. Польского солдата, попросившего еще 16 декабря политического убежища в Беларуси, объявили в розыск лишь спустя почти две недели. Белостокская прокуратура выдала ордер на его арест. А ведь до этого какой только бред не несли польские власти, объявляя несчастного перебежчика то беспробудным пьяницей, то наркоманом и дебоширом, а то и вовсе погибшим. Вот только шила в мешке не утаишь.

Фото Delfi.

«Еврогуманизм» как он есть

Эмиль Чечко за время нахождения в Беларуси рассказал журналистам многое о произволе польских извергов на границе, в том числе об убийствах беженцев и волонтеров. Все свидетельства задокументированы и зафиксированы следователями, правозащитниками, журналистами. Материалы будут переданы в ООН, европейские структуры по правам человека. Дождемся ли от них адекватной реакции? Поживем — увидим. Пока же со стороны Польши не поступало даже запроса на экстрадицию Эмиля Чечко, не говоря уже о проверке прозвучавших заявлений. «В польском суде Чечко им не нужен! Перед объективами белсатов и прочих «швабодак» он не появится!» — высказывает предположение Telegram-канал «Желтые сливы», ссылаясь на то, что поляки до сих пор не пускают в приграничную зону (читай — зону карательных операций) даже журналистов и правозащитников.

Ну а любого, кто осмелится сказать общественности правду об истинных событиях на границе, поляки готовы беспощадно судить. Так будет и с известным политиком, активным деятелем «Солидарности» Владиславом Фрасинюком. Комментируя в эфире телеканала TVN действия польских солдат, которые противостоят беженцам, Владислав Фрасинюк не сдерживал эмоций:
— У меня такое чувство, что это свора собак, которая окружила бедных, слабых людей. Мусор. Это нечеловеческое поведение. Надо говорить прямо. Это антипольское поведение. Эти солдаты не служат польскому государству. Наоборот — плюют на все те ценности, за которые боролись, наверное, их родители или бабушки и дедушки.

Теперь Фрасинюк предстанет перед судом за «оскорбление и унижение» солдат и запросто может лишиться свободы на срок до одного года. Свобода слова по-польски — она такая…

Бесчеловечное обращение с беженцами основательно подмочило и репутацию Литвы. Специалисты агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex) заявили, что применяемая литовскими пограничниками практика разворота и коллективного вытеснения беженцев противоречит международным законам и Европейской конвенции по правам человека, пишет Delfi.

Подсчитали — прослезились

Литве грозят и немалые финансовые потери. Всему виной — враждебная позиция Вильнюса по отношению не только к Беларуси и России, но и к Китаю. Как отмечает аналитический портал RuBaltic, изначально в правительстве Ингриды Шимоните заверяли, что нет никаких поводов для беспокойства, поскольку КНР, дескать, не является важным торговым партнером Литвы, занимая лишь около процента во всем литовском экспорте. Но кто же знал, что Пекин захочет наказать Литву в стиле американцев?

— Китай имеет право запретить любой компании продавать продукцию с использованием китайских компонентов или технологий в Литву, а иностранным компаниям также может быть запрещено продавать китайские продукты, содержащие сырье и компоненты из Литвы, — пишет китайская газета Global Times.

Reuters тем временем сообщает, что Поднебесная требует от немецкого концерна Continental не использовать компоненты, произведенные на его заводе в Литве. С аналогичными проблемами сталкиваются и другие предприятия.

Немецко-балтийская торговая палата опасается, что иностранные инвесторы могут свернуть свой бизнес в Литве. Их логика проста и понятна: можно потерять один филиал стоимостью 70—80 млн евро, а можно лишиться китайского рынка. Тогда потери корпорации будут исчисляться миллиардами.

Параллельно Китай пытается сделать так, чтобы его детали не попадали на литовские заводы. То есть речь идет об ограничении экспорта в прибалтийскую республику. А это, как выяснилось, еще страшнее, чем потеря китайского рынка сбыта.
По оценкам главы Конфедерации промышленников Литвы Видмантаса Янулявичюса, потери литовской экономики от санкций Китая в 2022 году могут составить до 5 миллиардов евро.
Теперь понятно, что имел в виду официальный представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь, когда угрожал отправить Литву в «мусорную корзину истории».

Еще одним испытанием для экономики Литвы станет потеря транзита белорусских удобрений.

— Сейчас около 30 процентов всех грузов в Клайпеде — транзитные грузы из Беларуси, удобрения составляют 26 процентов всех грузов в порту. Это принесет ущерб литовской экономике на сумму 300 миллионов евро в год, — утверждает президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотас Шилейка.

Если учесть, что перевалка одной тонны удобрений стоит примерно 9 евро, Клайпедский порт потеряет 100 миллионов евро. Остальные 200 миллионов составят убытки Литовской железной дороги и всех остальных смежных областей, которые связаны с транзитом. Причем компенсировать эти потери едва ли получится. Во-первых, сама Беларусь будет блокировать транзит товаров из третьих стран в Клайпеду. Есть альтернативный маршрут через Украину и Польшу, но грузоотправителей он не привлекает. Во-вторых, потенциальных клиентов порта будет отпугивать конфронтация Литвы и Китая.

— За считаные месяцы консерваторы-«ланд­сбер­гисты» умудрились нарваться на неприятности, которые их страна будет расхлебывать много лет. Таких «успехов» не добивалось еще ни одно правительство Литвы, — резюмирует эксперт RuBaltic Алексей Ильяшевич.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter