Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Их нельзя ругать, даже если очень хочется». Доктор медицинских наук – о том, как воспитывать детей с СДВГ

Не путать с невоспитанностью

Такой ребенок есть практически в каждом классе: он может в разгар урока залезть под парту, начать ходить по кабинету или перебить учителя, объясняющего новую тему, замечанием, что у девочки из соседнего ряда расстегнут портфель. И дело вовсе не в невоспитанности – вероятнее всего, здесь имеет место синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – самый частый психиатрический диагноз в детском возрасте, с которым, по данным исследований в разных странах, сталкивается около шести процентов детей. Как распознать СДВГ? Правда ли, что такой ребенок не способен вести себя по-другому? И почему его нельзя ругать? На вопросы отвечает доктор медицинских наук заведующая лабораторией медицинской экспертизы и реабилитации при психических и поведенческих расстройствах Республиканского научно-практического центра медицинской экспертизы и реабилитации Татьяна Емельянцева.


– Татьяна Александровна, есть мнение, что СДВГ – это диагноз, который выдумали родители невоспитанных детей, чтобы им было легче оправдываться перед обществом…

– На самом деле, синдром дефицита внимания и гипер­активности – это серьезное расстройство функционирова­ния нервной системы, связанное с нарушением обмена дофамина в головном мозге. Оно может быть обусловлено наследст­венностью, проблема­ми беременности и родов или тяжелыми инфекциями и черепно-мозговыми травмами, перенесенными на первом году жизни. Сам диагноз сравнительно молодой: он появился в Америке в конце 1980-х. Хотя подобные случаи были описаны в мировой литературе задолго до этого: тот же Том Сойер – типичный представитель СДВГ. К сожалению, даже медицинские работники порой трактуют диагноз неправильно, считая, что под ним под­разумевается дефицит родительского внимания, мол, уделяйте детям больше времени – и все пройдет. Это не так: речь идет о дефиците психических функций внимания у ребенка, невозможности подолгу сосредотачиваться на одном задании. Кроме того, у таких детей нарушены функции внутрен­него контроля за речевой и двигательной активностью: они гиперактивны, не соблюдают социальные условности, их поведение не­уместно. Еще одна проблема СДВГ – крайняя нетерпеливость, импульсивность: эти дети постоянно перебивают других, отказываются выполнять задание, если у них не получилось сразу. Важно понимать: ребенок гиперактивный не потому, что у него много энергии, а потому, что ее у него мало. Он может внимательно слушать учителя только непродолжительное время, а потом свободные гигабайты (дофамин) у мозга заканчиваются, идет перегруз – и ребенок начинает раскачиваться и ерзать на стуле. Ребенку с СДВГ просто необходимо подвигаться, чтобы сбросить напряжение и перезарядить свою внутреннюю батарейку. Он ведет себя так не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него по-другому работает мозг, и он в этом не вино­ват.

– В каком случае нужна медицинская помощ­ь?

– Когда родители и школа понимают, что не справляются с проблемным поведением ребенка. Хотя я придерживаюсь мнения, что внимания требуют даже легкие формы СДВГ, которые не мешают учиться. Очень грустно, когда на прием приходит 30-летний парень, умный, способный, но совершенно неуспешный: он не смог окончить вуз, найти работу, построить личную жизнь, у него тяжелая депрессия. А все оттого, что ему не смогли вовремя поставить диагноз и научить с этим справляться. Сегодня существуют лекарственные препараты, которые способны приглушать симп­томы СДВГ, чтобы ребенок мог нормально ходить в школу. Но самое важное в помощи ребенку с СДВГ – даже не медикаментозная поддержка, а грамотная позиция родителей. Именно они и должны стать психотера­певтами, психологами для своего ребенка. Потому что СДВГ – это надолго, минимум до 27 лет. Есть статистика, что к 27 годам 50–70 про­центов таких ребят выравниваются и становятся как все. Первое «просветление» приходится на 12 лет. Считается, что к этому возрасту дозревают психомоторные функции, отвечающие за контроль за двигательной и речевой активностью: ребенок уже не ходит по классу, может спокойно слушать учителя. Но дефицит функций внимания, нетерпеливость остаются на всю жизнь. У детей с СДВГ слабая нервная система, снижен порог стрессоустойчивости, у них в будущем чаще возникают невро­тические расстройства: тревожно-депрессивные, обсессивно-компульсивные, панические атаки. Поэтому задача родителей – помогать и поддерживать, создавать для сына или дочки максимально благоприятную психологическую обстановку хотя бы дома.

Татьяна Емельянцева, доктор медицинских наук заведующая лабораторией медицинской экспертизы и реабилитации при психических и поведенческих расстройствах РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации

– Как воспитывать ребенка с СДВГ, если большинство стандартных методов (прочитать нотацию, лишить гаджетов, поставить в угол) в его случае не работают?

– На ребенка с СДВГ можно воздействовать только давая ему дофамин – «гормон удовольствия», который у него в дефиците. К примеру, ребенок проснулся в плохом настроении и отказывается идти в школу. Можно предложить: «Давай после уроков пойдем в кино». И в предвкушении дофамина – похода в кино – у него улучшится настроение, день будет более успешным. Или другой пример: ребенок не хочет складывать игрушки. Он уже поиграл, получил свою дозу дофамина, а убирать за собой скучно, неинтересно. Если будете заставлять – получите истерическую реакцию. Поэтому лучше сказать: «Давай я тебе помогу, а потом вместе мы съедим шоколадку» – это гораздо продуктивнее. Родителям, воспитывающим детей с СДВГ, надо запомнить правило трех «П»: помощь, подкуп (незамедлительное поощрение), переключение. А вот ругать такого ребенка нельзя, хотя порой очень хочется. Из-за ругани и крика ребенок с СДВГ может впадать в «ступор». Учитель кричит – а он смотрит на педагога стеклянными глазами. Со стороны это выглядит как наглое поведение, на самом деле для человека с СДВГ крик – это чрезмерно, поэтому он «выключился».

– Как вести себя учителю, если к нему в класс попал ребенок с СДВГ?

– Точно так же, как и родителям: чаще хвалить, не ругать. Разрешать такому ребенку сосать конфету или жевать жвачку во время выполнения контрольного задания. Это улучшает функцию внимания: недаром профессиональным стрелкам предлагают жевательную резинку во время тренировок. Иногда позволять ставить хорошие отметки «бонусом» – за то, что старался. Такому ребенку важно получить свою порцию дофамина – похвалу, хорошую отметку, тогда он будет дальше стараться.

– Как государство помогает детям с СДВГ?

– В последнее время в нашей стране сделано многое. Если такому ребенку тяжело обучаться в классе, ему предлагают обучаться на дому, лучше выбрать комбинированную форму обучения, что предусмотрено в действующем Кодексе об образовании. Если родители решили, что домашнее обучение – не их вариант, есть возможность получить для индивидуального сопровождения в процессе обучения помощника воспитателя. Что же касается медицинской помощи, в конце декабря прошлого года в стране появился атомоксетин – препарат, который используется при лечении СДВГ во многих странах и эффективен в 30–40 процентах случаев, что уже немало. Атомоксетин не вылечивает, его надо принимать длительно, но он может стать альтернативой надомному обучению, улучшить процесс социализации ребенка с СДВГ. Во всем мире и в нашей стране для родителей предусмотрено прове­дение психо­образовательных программ, лучше в групповом формате, которые позволяют получить адекватную информацию от специалистов по вопросам лечения, эффективного воспитания и обучения ребенка с СДВГ, избежать чувства социального одиночества и понять, что они не один на один со своими трудностями. Безусловно, воспитывать ребенка с СДВГ очень нелегко, но в таких детей надо верить, им это очень важн­о!

Как помочь человеку-цунами?

Знакомьтесь: Гоша (все имена изменены), 11 лет, учится в пятом классе. Домашнее прозвище – человек-цунами. «Почему цунами? Из-за скорости перемещения, – шутит мама мальчика Снежана. – Ты только начал что-то говорить и еще не успел развить мысль, а он уже обежал комнату, сделал десять дел и снова встал перед тобой как ни в чем не бывало». Каково это – растить ребенка с СДВГ? И к каким проблемам нужно быть готовым? Минчанка Снежана поделилась своей непростой историей.

Залез на козырек, махал лопатой

Таким активным Гоша был всегда. Но мама пребывала в уверенности, что это норма – просто здоровый энергичный ребенок:

– Только когда сын пошел в сад, мы стали догадываться, что что-то не так. Помню, как я впервые на два часа оставила его в яслях. А когда забирала, воспитатель продемонстриро­вала свой мокрый затылок, который выглядел так, словно она только что вымыла голову. «Это я за вашим ребенком бегала!» – пояснила педагог.

Несмотря ни на что, с воспитателем мальчик поладил. Проблемы начались, когда его группа пошла в школу, а ему пришлось перейти в другую. Посыпались жалобы: не слушается, не сидит на месте, во время прогулки залез на козырек над дверью, махал лопатой и случайно ударил девочку… Тогда родители впервые отвели его сначала к психологу, затем к психиатру. Но у специалистов не было к Гоше никаких претензий: «Мама, не наговаривайте: с ребенком все в порядке».

В школу Гоша пошел не в шесть, а в семь: мама понимала, что он не сможет усидеть за партой. Но даже дополнительный год кардинально ситуацию не улучшил.

– Он вставал и ходил по классу, выпаливал ответы, не дослушав вопроса, мог посреди урока во всеуслышание сообщить, что у девочки в соседнем ряду развязался хвостик. Грыз ручки, заливая все вокруг чернилами, так что теперь я знаю 100 и один способ, как отмыть чернила с любых поверхностей, – грустно замечает Снежана.

Примерно в это же время маме попалась на глаза стать­я врача-психотерапевта Татьяны Емельянцевой о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это стало откровением и шоком: было ощущение, что каждая строчка писалась про Гошу. В Минском городском клиническом центре детской психиатрии и психотерапии подтвердили родительские догадки и поставили мальчику диагноз СДВГ

Любовь живет… 19 дней

Когда школу закрыли на кап­ремонт и на семейном совете было решено перевести Гошу поближе к дому, мама честно предупредила нового учителя, что у сына есть проблемы. Педагог – возрастная, опытная – успокоила, мол, не переживайте, я уже люб­лю вашего ребенка и со всем справлюсь. Любовь длилась ровно 19 дней, вспоминает Снежана:

– 19 сентября учитель прислала мне сообщение в Viber, мол, кого вы к нам привели, настаивала на переводе сына на домашнее обучение.

А когда стало понятно, что родители не спешат забирать из класса неудобного ученика, началось то, что называется буллингом. Снежана до сих пор хранит в галерее телефона фотографию: сын сидит за первой партой, которая вплотную приставлена к доске, так что мальчик чуть ли не носом упирается в стену. А на столе стоит ведро с грязной водой, в котором учительница мыла тряпку.

– Гоша говорил мне, что его отсадили и что с нового места ему плохо видны буквы на доске. Но я и не думала, что это может выглядеть вот так.

Конечно, после разговора с администрацией мальчика вернули на место, но наладить отношения с учителем так и не удалось. Педагог настраивала детей против него («Кто посмотрит в сторону Гоши – сразу два!»), а дети, боясь гипотетической двойки, исподтишка дразнили и били его на переменах. Гоша давал сдачи – и разборки выходили на новый виток. После одной из драк парня поставили на учет в инспекцию по делам несо­вершеннолетних.

С середины четвертого класса Гоша ушел на домашнее обучение. Мама жалеет, что они не сделали этого раньше: сын сразу стал спокойнее, а успеваемость выросла:

– Я состою в родительском Viber-чате «СДВГ Беларусь» и понимаю, что наша история далеко не редкость. Дети с СДВГ – шумные, неудобные, неуместные – раздражают окружающих, и поэтому многие из них сталкиваются с буллингом. Сейчас понимаю, что мне надо было забирать сына из класса уже после истории с партой, потому что пытаться выстраивать нормальные отношения с тем, кто тебя буллил, заведомо проигрышная тактика.

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

Мы есть

Что бы Снежана посоветовала родителям, которые недавно узнали, что у их сына или дочки СДВГ?

– Попытаться принять ребенка таким, какой он есть. Но будьте готовы к тому, что это тяжелая и небыстрая внутренняя работа: у меня от постановки диагноза до полного принятия прошло около двух лет. Но когда это наконец случилось, отношения в семье сразу наладились: я перестала психовать и требовать он сына невыполнимого, а скандалы дома практически сошли на нет.

Кстати, Снежана стала одной из мам, кто встречался с председателем Совета Рес­публики Национального собрания Натальей Кочановой, чтобы обратить ее внимание на проблемы детей с СДВГ. Снежана рассказывает:

– Лично я шла на встречу с просьбой помочь донести до общественности, что такие дети есть, и их много. Да, они шумные, неудобные и часто ведут себя странно и неуместно, но они имеют такое же право получать образование и жить полноценной жизнью, как и все. Хотелось бы, чтобы о СДВГ больше писали в СМИ, чтобы в поликлиниках лежали буклеты с краткой информацией об этом расстройстве, чтобы портреты детей с СДВГ размещали на билбордах. Чем чаще люди будут видеть эти четыре буквы, тем меньше они будут бояться таких детей и укорять их роди­телей в плохом воспитании.

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter