Не простой лоскуток...

В Павловском Посаде делегация Постоянного Комитета Союзного государства встретилась с авторами коллекции «Наследие»

В Павловском Посаде делегация Постоянного Комитета Союзного государства встретилась с авторами коллекции «Наследие»


На «Павловопосадской платочной мануфактуре» прошла творческая встреча делегации Постоянного Комитета Союзного государства с коллективом художников — авторам коллекции «Наследие» были вручены дипломы номинантов на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011 — 2012 годы.


Павловопосадская мануфактура — предприятие уникальное. Нигде в мире больше не производят платки с набивным рисунком. Павловопосадский платок вот уже два века в моде, и иностранцы с удовольствием покупают шали по пять тысяч рублей. Перед нашим приездом в Посад в фабричном платочном магазине отоварился целый автобус с японцами. Покупают туристы, как правило, изделия с набивными «мажорными» розами. Словом, павловопосадский платок — отличный сувенир и весит совсем немного: самая большая шаль тянет всего на 300 граммов. Каждый платок имеет ярлычок с фамилией художника, придумавшего рисунок, и является произведением искусства.


Нам рассказали, что недавно авторскую павловопосадскую розу кто–то из «фабричных» обнаружил на турецком платке, но вместо того, чтобы подать в суд, добродушные мануфактурщики испытали большую гордость.


...В приемной нас дожидаются заместитель директора фабрики Вячеслав Долгов и главный художник предприятия Виктор Зубрицкий. После трехчасовой дороги по пробкам так кстати пришелся чай, которым нас угощают в «комнате творчества», — здесь раз в неделю собираются со своими эскизами художники. На стене висит платок с житием святого Праведного Василия Павловопосадского — в жизни Василия Грязного, основателя мануфактуры. В 1999 году Василий Иванович Грязнов был канонизирован Русской православной церковью.


Попив чаю, идем в фабричный музей — здесь хранятся красивые старинные шали и шали с розами на белом фоне — победители международной выставки в Париже в 1937 году. Наград у павловопосадских платков множество, есть и Государственная премия России. А вот премии Союзного государства пока еще нет.


Главный художник фабрики показывает «цветок» (ударение на первый слог) и «манер», то есть шаблоны рисунка, которые вручную наносились на шерсть. Процесс печати был в те времена долгим и трудоемким. Это теперь рисунки штампуются автоматически на конвейерной ленте в огромном цеху.


Сколько колоритов — столько и красок наносят на шаблоны мастера. Максимально используемая палитра — 20 цветов. Машина, которая наносит столько цветов, сделана для павловопосадской мануфактуры специально в Италии. Ее показал заместителю Госсекретаря Союзного государства Ивану Бамбизе лично замдиректора фабрики Вячеслав Долгов.


Из печатного цеха идем в цех, где плетут бахрому. Среди «бахромщиц вручную по обвязке платков» (официальное название профессии) — Зинаида Козликина, которая работает на предприятии 56 лет.


Между изготовлением шаблонов и вязанием бахромы платок проходит процесс отпаривания, усушки, растяжки, глажки. Особенно глажка восхитила Ивана Бамбизу — ни одной «заломины», как ни искал он на платке, не обнаружил.


— Я деревенский житель, — сказал Иван Бамбиза на пресс–конференции, — и одной из семейных реликвий у нас был павловопосадский платок, который передавался от бабушки к внучке. Платок был символом крепких семейных отношений. Я возглавлял предприятие химической промышленности и знаю, какой это тяжелый труд, поэтому павловопосадские платки — достойные номинанты на премию Союзного государства...


На 20–м юбилейном «Славянском базаре в Витебске», где 10 июля прошла презентация номинантов на премию, аккредитованным журналистам очень приглянулась коллекция павловопосадских платков. «Откройте в Витебске платочную палатку», — попросили они.


«Может, в только что открывшемся магазине издательства  «Белорусская энциклопедия» в Минске стоит сделать прилавок с павловопосадскими платками?» — предложил Иван Бамбиза. Затем заместитель Госсекретаря Союзного государства вручил дипломы номинантов авторам коллекции «Наследие». А завершилась эта поездка, конечно же, в платочном магазине. В эйфории накупила платков, которые в принципе не ношу. Но теперь регулярно их достаю и гляжу на них, как на картины. Думаю заказать рамы...


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter