Не прихоть, а необходимость

Именно так охарактеризовал ситуацию с упорядочением льгот Президент страны. И опроверг утверждение, что “льготный вопрос” может вызвать напряженность в обществе: граждане в принципе понимают, что вопрос назрел и требует решения.
Всем — значит, никому
Напомним, что перед обсуждением законопроекта о льготах белорусские парламентарии выезжали в свои округа и изучали мнение избирателей. Проводились и различные социсследования, которые показали, что лишь незначительная часть опрошенных считает систему социальных льгот в стране отвечающей современным требованиям. Это, в частности, подтверждают исследования информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь — только 6,3 процента удовлетворены тем, как осуществляется в республике социальная поддержка населения.
В чем же ее слабые места? Во-первых, при внушительных размерах финансирования сумма льгот и дотаций (включая дотирование предприятиями отдельных видов услуг, которыми пользуются работники) составляет менее 20 тыс. рублей в расчете на одну семью в месяц. Очевидно, что льготы в современном виде не оказывают сколько-нибудь ощутимого влияния на экономическое положение малообеспеченных людей и сокращение уровня бедности, на улучшение демографической ситуации в стране. И здесь мы видим второе слабое место системы — распределение льгот по формально-категориальному признаку без учета нуждаемости граждан.
Мы пойдем своим путем
В госорганы, парламент, Федерацию профсоюзов Беларуси поступают обращения граждан, которые затрагивают вопрос льгот. Некоторые предлагают оставить все как есть. Кто-то ратует за то, чтобы в стране была произведена монетизация льгот и ссылаются на опыт Российской Федерации. Этот путь привлекателен, однако можем ли мы пойти по нему? Как отмечает начальник управления комплексных проблем развития социально-трудовой сферы Министерства труда и социальной защиты Тамара РАК, монетизацию в республике проводить невозможно. Дело в том, что льготы у нас финансируются не в полном объеме. Значительная доля расходов припадает на предприятия транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Они делают это за счет собственных средств, себе в убыток. Словом, для того, чтобы заменить льготы деньгами, в бюджете потребуется многократное увеличение средств.
Говоря об опыте России, следует отметить, что при проведении там монетизации в бюджете было выделено в четыре раза больше средств, чем на льготы в “натуральном виде”. Плюс к этому льготы были пронормированы. И если человек раньше, допустим, получал лекарства со скидкой, то после замены этой льготы на энную сумму денег он не может получать лекарственные препараты в прежнем объеме. То же самое и с проездом на транспорте. Поэтому в России и были массовые акции протеста. И даже несмотря на то что с момента введения монетизации прошел год, вопросы все равно остаются.
Что будет у нас? Как отмечалось на самом высоком уровне, действительно нуждающиеся граждане получат поддержку. Сейчас создается группа специалистов, которая разработает компенсационные меры. Но здесь следует иметь в виду, что компенсироваться будет не сама льгота. Что имеется в виду? Сегодня, к примеру, все пенсионеры имеют право на льготный проезд. С упразднением его все граждане, находящиеся на заслуженном отдыхе, не смогут получить компенсацию, иначе в чем смысл упорядочения льгот. Льготный проезд сохранится для некоторых категорий, а компенсационные выплаты получат малообеспеченные. “Мы предполагаем, что будет поднята планка нуждаемости, которая сегодня составляет 60 процентов бюджета прожиточного минимума. В таком случае увеличится количество граждан, которые будут иметь право на получение адресной социальной помощи”, — подчеркивает Тамара Рак.
Вопрос психологии
В принципе граждане понимают, что потеря той или иной льготы — не так уж страшно. Например, столь ли велики в бюджете семьи затраты на проезд в городском транспорте? Почему же тогда некоторые, особенно пожилые граждане, болезненно воспринимают, все, что касается сокращения льгот. Дело в том, что данной категорией льготы воспринимаются как своего рода признание. А его тяжело терять. Однако о забвении стариков, как и других уязвимых членов нашего общества, речь не идет. Наоборот, руководством республики неоднократно подчеркивалось, что курс на создание эффективной социальной политики останется неизменным.
Предоставление льгот — наиболее затратная и, пожалуй, наименее эффективная форма государственной социальной поддержки населения. Проект закона “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”, принятый 23 мая в двух чтениях депутатами Палаты представителей, предполагает сократить расходы на льготы на треть от текущего объема бюджетного финансирования. А высвобожденные средства предполагается направить на усиление государственной адресной социальной помощи, приоритетные программы в области охраны материнства и детства, а также на дополнительные мероприятия по реабилитации пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
А то, что направлено на пользу всему обществу, должно быть выгодно и конкретному человеку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter