Не потеряться во времени и пространстве

ВЕСЬ 2014 год проходит под знаком этой даты. О значимости для нашей республики сотрудничества в сфере образования, науки, культуры и информации с этой влиятельной организацией мы беседуем с Владимиром СЧАСТНЫМ, который на протяжении 12 лет возглавлял Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО.

В мае Беларусь отметит 60-летний юбилей своего участия в ЮНЕСКО

ВЕСЬ 2014 год проходит под знаком этой даты. О значимости для нашей республики сотрудничества в сфере образования, науки, культуры и информации с этой влиятельной организацией мы беседуем с Владимиром СЧАСТНЫМ, который на протяжении 12 лет возглавлял Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО.

— Владимир Григорьевич, мы чаще всего слышим о сотрудничестве с ЮНЕСКО в области культуры, но, помимо этого, существуют и другие направления работы…

— Конечно. Мы всегда старались соблюдать баланс между образованием, наукой, культурой и информацией. Просто проекты в области культуры более популярны, лежат на поверхности. Да и при подведении итогов часто приходишь к выводу, что в культуре результаты самые впечатляющие. Всего же за время моей работы в комиссии, с 2001 по 2013 год, реализовано порядка 250 проектов.

— Какие из них кажутся вам наиболее значимыми?

— Для детей с особенными потребностями разработаны программы инклюзивного образования, благодаря которым они включены в информационный процесс. Характерный пример — программа «Чтец», при ее помощи слабовидящий или незрячий ребенок может свободно пользоваться Интернетом. Создана библиотека школьника, куда вошло порядка тысячи книг по программной, рекомендуемой литературе и внеклассному чтению на белорусском и русском языках. Незрячий ребенок может самостоятельно прослушать любое произведение: и «Миколку-паровоза», и «Полесских робинзонов»… Это намного дешевле, чем одна книжка, написанная шрифтом Брайля.

В науке мы сделали упор на создание экологических сетей в Полесье. Организовали специальные «коридоры», по которым животные могут мигрировать, не рискуя наткнуться на железные дороги, карьеры и прочие препятствия. Для этой цели при нашем участии был создан трансграничный резерват, куда вошли национальные парки Беларуси, Польши и Украины. Планируется, что со временем животные свободно смогут передвигаться, условно говоря, от Урала и до Португалии. Миграция необходима для нормального развития популяции животных. В свое время у беловежских зубров возникли генетические проблемы из-за того, что происходило кровосмешение, и их пришлось расселить по всему бывшему СССР, чтобы исправить ситуацию.

— То есть участие ЮНЕСКО в проекте повышает статус и вызывает доверие в мире?

— Организация имеет влияние на мировую общественность, может привлечь внимание к той или иной проблеме. Да и спонсоры могут быть уверены, что исполнители обладают квалификацией, чтобы разумно использовать вложенные финансовые средства.

В 2004 году при содействии ЮНЕСКО в Залесье, поместье Михаила Клеофаса Огинского, прошла конференция «Исторические усадьбы Беларуси. Состояние и перспективы». Поместье было тогда в запущенном состоянии. ЮНЕСКО, как я уже сказал, — не донорская организация, бюджет ее довольно скромен. Но она может стать катализатором, показать заинтересованным организациям внутри страны и на международном уровне, что этот объект заслуживает особого внимания. Так случилось и с Залесьем. Были найдены деньги на восстановление. И уже в ближайшее время, 9 марта, будет сдана первая очередь этого объекта.

Начали восстанавливать другие исторические усадьбы: Тадеуша Костюшко в Меречевщине, дворца Тизенгауза в Поставах, Коссовского замка. Конечно, выделялись небольшие суммы, но это дало возможность обратить внимание на эти объекты. В результате средства нашлись и в районном, областном, республиканском бюджетах.

 Сейчас предполагается создать в Залесье культурно-туристический центр, куда люди будут приезжать послушать музыку, отдохнуть душой. То же при умелом использовании можно сделать и с другими усадьбами.

— Незаметно мы вновь перешли к культуре…

—  Еще одно направление — это совместное использование культурных ценностей при помощи современных информационно-коммуникационных технологий. Дело в том, что сегодня практически невозможно вернуть те ценности, которые легальным путем оказались за рубежом. Поэтому наша задача — поиск путей их совместного использования.

Например, в проекте «Радзивиллиада» участвуют 12 стран, в которых находятся части архивов и библиотеки Радзивиллов. Сейчас идет перевод этих документов в электронный вид. И при необходимости исследователи из разных стран смогут пользоваться этими документами. Результатом «Радзивиллиады» стало также включение и библиотеки, и архива Радзивиллов в регистр всемирного документального наследия ЮНЕСКО.

Заметный проект — создание электронной библиотеки белорусских писателей: тысячу произведений начиная с XI века до середины XX свели в один диск. Также поступили с музыкой Беларуси XVII—XX веков — объединили порядка 250 музыкальных произведений. Перевели на электронные носители результаты фольклорных экспедиций Университета культуры. Они в свое время объездили всю Беларусь, снимали аутентичные народные танцы. Это очень важные проекты, поскольку время идет, и записи на пленках начинают приходить в негодность.

Также включили во всемирный список нематериального культурного наследия обряд «Цари» деревни Семежево Копыльского района. Тем самым мы постарались провести небольшую революцию в понимании нематериального культурного наследия и традиционной культуры в принципе. Потому что до недавнего времени предполагалось, что сохранить культурное наследние — это одеть преподавателей местной музыкальной школы в национальные костюмы, изготовленные в Минске, и вывезти их на районный праздник.

На самом деле все гораздо сложнее. Традиционная культура — это то, что сохраняется в течение нескольких поколений в одном месте и, как правило, без академической обработки. Поэтому оказывается, что у нас очень мало сохранилось живых носителей традиционной культуры. Даже «Батлейки» уже, увы, нет. Потому что реальные батлеечники исчезли в 50-х годах прошлого столетия.

— Но, Владимир Григорьевич, «Цари» в Семежево — не единственный пример нашего аутентичного наследия?

— К счастью, к поиску наследия подключились местные власти всех районов Беларуси. Составили список нематериальных объектов. Сейчас в нем несколько десятков пунктов, и он расширяется. Наша задача — сохранять это наследие.

Ведь это, помимо чисто культурной функции, поможет возрождению села, позволит оживить культурный ландшафт сельской местности. В каждом селе должны быть материальные или нематериальные культурные ценности: усадьбы, памятники, обряды, которыми местные жители могли бы гордиться и которые привлекали бы в эту местность туристов.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

Фото Натальи БОРИСОВЕЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter