Не печатное слово

В Беларуси электронные книги начинают теснить бумажные

В Беларуси электронные книги начинают теснить бумажные

Недавно общество начало делить читателей на две категории. На тех, кто любит читать книги исключительно в бумажном их варианте, и тех, кто внимает слову в не совсем привычном печатном виде — с экрана букридера или планшета. Копий сторонниками и противниками электронных книг было сломано немало, но главные преимущества этих устройств оспаривать трудно: они удобны и позволяют владельцу экономить солидные деньги на покупке «традиционных» бумажных фолиантов. Специалисты компании «Microsoft» даже подсчитали: к 2020 году 90 % всех текстов будут продаваться в цифровом виде. Какие позиции в год, объявленный Годом книги, на местном рынке занимают электронные «читалки», выяснял корреспондент «Р».

«Деревянные» или на батарейках?

Компьютерная отрасль уже погубила немало устройств. Отправились на свалку пишущие машинки и пленочные фото- и видеокамеры, находят другое применение каталожные ящики. Похоже, не за горами черед книжных полок и шкафов. Хотя, если смотреть на цифры статистики, говорить о том, что электронные книги очень уж сильно подкосили рынок традиционной бумажной литературы, пока не приходится.

Как отмечают в Национальном статистическом комитете, в стране ежегодно печатается более 10 тыс. единиц книг и брошюр, при этом каждая десятая из них издается на белорусском языке. Вместе с тем в органах статистики констатировали: в последние несколько лет в стране выпуск книг начал понемногу сокращаться. Если в 2008 году их было напечатано 13 210 наименований, то в 2009-м — 12 885, а в 2010-м — уже 11 040. Стремятся вниз и тиражи — с 55,4 млн. экземпляров в 2008 году до 43,1 млн. Вместе с тем в сегменте электронных устройств, напротив, наблюдается подъем. До экономических неурядиц 2011 года и последовавшего за ними спада продаж в связи с сокращением потребительского спроса в одном только Минске в год продавалось, по некоторым оценкам, не менее 180 тыс. электронных книг — букридеров. Фактически каждый покупатель такого устройства, которые, в отличие от планшетов, рассчитаны исключительно на книжное чтение, стал для магазинов и ярмарок потерянным клиентом.

Электронные книги белорусы читают не только потому, что это модно, но и потому, что это удобно и дешево. «Судите сами, устройство я купил год назад. За это время прочел не менее 200 томов. Учитывая, что средняя стоимость книги в магазине составляет Br 40—70 тыс., а наиболее читаемых авторов — и того больше, выходит, что за это время я минимум Br 8 млн. сэкономил. То есть моя покупка минимум в пять раз окупилась», — радуется один из покупателей букридера Михаил.

«Да, электронные устройства уже оказали влияние на наш бизнес, — признается Борис Крюк, продавец с книжной ярмарки. — Замечал, даже те любители, которые раньше способны были покупать у нас научную фантастику в буквальном смысле книжными шкафами, теперь заметно умерили свой пыл. Сейчас многие заходят посмотреть ассортимент — для того, чтобы понять, чью же еще книжку можно в Интернете скачать, чтобы почитать ее на экране».

Электронная книга не убивает книгу бумажную. Она лишь предлагает иное отношение к чтению и к организации библиотеки. Многим трудно привыкнуть к тому, что богатая домашняя библиотека может уместиться в устройстве весом в несколько сотен граммов. Согласно данным, собранным Международной ассоциацией издателей, тенденция развития рынка цифровых книжек в разных странах мира примерно одинакова и составляет от 0,1—0,5 % до 1 % от общего числа книжных продаж. По сведениям организации, по итогам 2010 года продажи электронных и аудиокниг подскочили с 4 млн. фунтов до 16 млн. — то есть почти до $ 27 млн. Доминируют в цифровом секторе пока учебные, научные и научно-популярные книги, однако книгопродавцы отмечают, что с появлением устройств для чтения нового поколения с более удобным экраном, беспроводной связью, позволяющей скачивать книжки в любом месте, с доступом к огромной электронной базе привлекательность цифровых книг резко возросла. А согласно данным интернет-магазина «Amazon» — одного из пионеров по продажам как печатных, так и электронных изданий, в прошлом году в США впервые продажи цифровых изданий обошли традиционные, печатные.

С появлением компактных электронных ридеров, память которых способна вместить архивы крупнейших библиотек мира, все больше людей предпочитают их традиционным бумажным книгам. Естественно, это вызывает бурю негодования со стороны обладателей авторских прав — авторов и издательств, которые теряют читателей и недополучают прибыли. Белорусы пока не заморачиваются над вопросами стоимости электронной литературы, предпочитая скачивать ее из Интернета бесплатно. В соседней России недавно подсчитали: в 2010 году более 80 % скачиваний интернет-книг в Рунете были пиратскими. При этом в официальном доступе в 2010 году было лишь около 30 тыс. книг, в то время как российские интернет-ресурсы, выкладывающие на свои страницы цифровые издания, могут похвастаться намного более обширными «библиотеками» — более 122 тыс. наименований. Проще говоря, даже когда у читателей есть возможность купить электронный контент легально, они ею не пользуются.

Книжный червь сомнения

Что касается белорусского рынка, то цены на электронные книги падают пропорционально увеличению продаж. Так, еще год назад на букридер нужно было потратить порядка $ 270 в эквиваленте. Сегодня самый дешевый стоит в три раза меньше. Каждый квартал цены на гаджеты снижаются, а их технические характеристики, наоборот, растут: улучшенные экраны, более современное программное обеспечение, возможность читать файлы разных форматов — все это привлекает покупателей. Поэтому аналитики обещают букридерам бум продаж. Мировая статистика, например, гласит, что продажи книг в электронно-цифровом виде ежегодно растут в 3 раза.

Между тем специалисты отмечают, что в Беларуси после девальвации 2011 года стоимость приборов для чтения отдалилась от той отметки, которая позволила бы им стать действительно массовым продуктом. Так, в числе предложений белорусских компаний, продающих такие устройства, самое дешевое предложение по продаже электронной книги с применением технологии «E-Ink» китайского производства зафиксировано на отметке $ 139, что для многих достаточно значительные траты. Тем более что устройства посолиднее, от производителей с именем стоят гораздо дороже. Цены на брендированные устройства колеблются в пределах $ 157—565.

Если не вдаваться в подробности, технология «электронных чернил», в отличие от монитора компьютера, планшета, коммуникатора, медиа-плеера, отображает только оттенки серого цвета и не обладает эффектом мерцания. А значит, безвредна для глаз, как обычная бумага. Размеры и дизайн устройств также бывают различными: от совершенно дамских, с небольшим пятидюймовым экраном, до «монстров» с десятью дюймами по диагонали. Кроме того, эти устройства крайне экономичны. Поскольку энергия тратится только на перелистывание, то заряда аккумулятора может хватить на месяц при более-менее регулярном чтении.

А вот книги с LCD-экраном, изготовленным по той же технологии, что и экраны в большинстве цифровых устройств, как то мониторы, ноутбуки, смартфоны, стоят дешевле «E-Ink». То есть позволить себе их иметь может большее количество людей. Самая низкая в Минске цена — $ 67. Хотя, разумеется, для того, чтобы не иметь проблем с покупкой, лучше денег не жалеть и выложить сумму побольше — от $ 120 до 220.

Согласно данным компании «IDC», занимающейся исследованием рынков медиапланшетов и электронных книг в странах СНГ и Балтии, из 7,1 млн. реализованных в 2010 году устройств примерно четверть пришлась на электронные книги, остальное — на медиапланшеты. Среди электронных книжек лидерами оказались 6-дюймовые (52 %), среди планшетов — 10-дюймовые (87,2 %), а ведущими брендами стали соответственно «Amazon» (41 %) и «Apple» (80 %). В Беларуси отдельно подобные исследования не проводились, да и, судя по высказываниям производителей, делать это смысла нет: слишком уж мал наш рынок для того, чтобы крупные компании могли с интересом рассматривать его как солидный плацдарм для увеличения своих продаж.

У электронных книг немало противников. Но в компаниях, занимающихся продажами этих гаджетов, считают, что все негативные отклики на появление устройств, скорее, стоит отнести к силе привычки. За несколько сотен лет человечество привыкло листать страницы, специфический запах типографской краски для некоторых милее, чем французские духи, а ряды книжных корешков в квартире — показатель высокой культуры. И еще: часто звучит мнение о том, что при чтении электронной книги исчезает та особая, едва ли не интимная, атмосфера чтения. Хотя не исключено, что в свое время точно так же кто-то сокрушался по поводу того, что папирус вытесняет милые сердцу глиняные таблички.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter