«Не надо ждать госпрограмм. Включайте мозги!»

ЭТОТ форум, в очередной раз всколыхнувший жизнь тихого приграничного городка, оставил много пищи для размышлений. А сегодня посмотрим, какие же «фишки» мстиславского праздника Средневековья достойны стать образцом для всей туристической Беларуси? А какие должны быть... отброшены? Что думают об увиденном зарубежные гости, которых было в Мстиславле немало? «Встраивается» ли наш формат проведения таких масштабных «игрищ» в западноевропейские представления о подобных мероприятиях? Слово — участникам IV фестиваля средневековой культуры «Рыцарский фэст. Мстиславль-2011»...

Участники и зрители IV фестиваля средневековой культуры «Рыцарский фэст. Мстиславль-2011» — о главном и частностях...

ЭТОТ форум, в очередной раз всколыхнувший жизнь тихого приграничного городка, оставил много пищи для размышлений. А сегодня посмотрим, какие же «фишки» мстиславского праздника Средневековья достойны стать образцом для всей туристической Беларуси? А какие должны быть... отброшены? Что думают об увиденном зарубежные гости, которых было в Мстиславле немало? «Встраивается» ли наш формат проведения таких масштабных «игрищ» в западноевропейские представления о подобных мероприятиях? Слово — участникам IV фестиваля средневековой культуры «Рыцарский фэст. Мстиславль-2011»...

Не хлебом единым. Но без него — никуда

Анна Забродская из витебского реконструкторского клуба «Нагльфар» не впервые приезжает в Мстиславль. Как средневековая дама, а также современная девушка, она обращает внимание прежде всего на мелочи — из них складывается общая картина события. Кстати, о мелочах: для того чтобы привлечь на тот же рыцарский фэст гостей из ближнего зарубежья — России, Украины, Прибалтики, Польши, — где своих подобных мероприятий  хватает, нужно обратить внимание прежде всего на них.

— В первую очередь большое спасибо мстиславским властям за предоставление клубам бесплатных продуктов и холодной воды. Вместо того чтобы закупаться, готовить-разогревать, мы тратили время и силы на то, чтобы зрители не скучали. Скажете: что тут такого? Поверьте, за всякой качественной работой должна стоять вот такая поддержка! И если каждый руководитель клуба будет знать, что власти города-района позволят сэкономить на питании, возьмут реконструкторов «на довольствие» (два-три дня — разве это много?), будет уже большое подспорье для того, чтобы фестиваль жил и процветал. Не хлебом единым, конечно, но без него — никак! — уверена Анна.

Заманивать по-итальянски

Посмотреть на фестиваль Средневековья в Мстиславле приехал заместитель директора Союза цеховых мастеров-оружейников города Милана (Италия) господин Джулио Фарнези. Цеховой корпоративной организации миланцев — 700 лет! Она «предок» современных профсоюзов. По-нашему, городской профкомитет. Столетия мастера изготавливали клинки для армий итальянских княжеств, у них заказывали мечи Папы Римские — для награждения воинов, защитников христианства. В Италии прослышали о культурном событии в Беларуси, делегировав сюда своего представителя. В Милане до сих пор куют оружие для реконструкторов, но в последние десятилетия перешли на более «гибкие» линейки товаров. Так, ежегодный рыцарский турнир в Генте (Бельгия) продает несколько тысяч значков с символикой мероприятия, сделанных миланцами вручную. Уехать с фестиваля, имея прикрепленный на лацкан щиток с гентским львом, — почетно для каждого любителя истории и культуры Средневековья. За право выиграть тендер фирмы-производители буквально «дрались» — ведь количество значков у реконструкторов говорит о том, на скольких акциях они побывали. Вот миланцы и подливают в огонь этого увлечения масло своего мастерства: каждый щиток имеет качественное литье, мельчайший штрих рисунка вырезан профессиональной рукой — к ручной работе людей с менее чем 20-летним стажем не подпускают!

— Почему бы мстиславским властям не придумать свое собственное обозначение, которое будут дети просить у родителей еще на подъезде к городу? Да, я видел в киосках значки с гербом города… Но такие есть у каждого населенного пункта. Стилистически исполнение — шаблонное, подобные значки не имеют своего «лица», — рассуждает гость из солнечной Италии. — Мастеровым города нужно давно проконсультироваться с представителями клубов, профессиональными дизайнерами (лучше с теми, кто уже наработал имя), и разработать собственные символические «фишки» для торговли: значки, картинки на стены, колокольчики на двери с изображениями Мстиславля… Само понятие «фэст в Мстиславле» нужно сделать брендом, узнаваемым и доступным каждому. Это настоящая золотая жила: за полгода до нового, пятого, фестиваля разослать символику по клубам страны, в ближнее зарубежье. Она станет лучшей рекламой — украсить себя такой же захотят и другие. Но для этого надо будет захотеть выступить со своим клубом в белорусском городе или хотя бы навестить его. Все — дело сделано, турист-покупатель привлечен!

Рыцари, объединяйтесь!

Господин Фарнези, частенько бывая на фестивалях в европейских городах, отмечает слабое развитие туристической «сети» белорусской реконструкции. Получается так: летом побываем мы в Мстиславле, осенью — в Крево, зимой — в «Белом замке» под Минском. И все! Создание нового большого места для культурного события трудно себе представить: промежутки между привычными фэстами у рыцарей целиком заполнены подготовкой к отъезду, переговорами о транспорте, питании, увязывании личных дел (отпроситься в поездку с основной работы — тоже наука!).

Миланец предлагает клубам задуматься над идеей создания небольших сетей маршрутов, близких к их штаб-квартирам. Почему, например, не заполнять время между большими выездами поездками масштабом поменьше — на день, в деревню, поселок, что в нескольких десятках километров от «своего» города? Выступить, показав приемы рукопашного боя, в здании сельского клуба или возле него, если речь пойдет о мастер-классе по стрельбе из лука. Это разнообразит «приевшуюся» программу развлечений жителей глубинки, а сельсовет поможет с питанием, вознаграждением. Государство ведь выделяет деньги местной власти и на культурно-развлекательные цели. Представления рыцарей можно будет разнообразить выступлениями местных коллективов: и особенный, не похожий на другие выходные, уик-энд в деревне готов! Поэтому рыцарское движение должно «прописаться» в планах у работников сферы культуры каждого района. А те, в свою очередь, почувствовав внимание со стороны, протянут руку навстречу, считает Джулио Фарнези.

— У нас, в Милане, столице провинции Ломбардия, так рыцарские клубы — «Зеленое сердце», «Серебристый дракон» — и развиваются. Один уик-энд каждого месяца — посещение соседней области Кремона, второй — поездка в Комо, третий — в Лекко… Расстояние сопоставимо с тем, что и между вашими районами. То интернат для стариков навестят, то детский приют, то больницу, то школу для слабослышащих... Рыцари приезжают в гости, учат, как нужно держать в руках меч, катают на закованных в латы лошадях. Просто показывают фотографии разных стран мира, где побывали. У нас тоже есть бедняки, которым о поездке в ту же Беларусь только мечтать приходится, не думайте, что Италия — страна поголовно богатых! — рассказывает господин Фарнези. — И еще: пора бы вашим клубам объединяться в корпорации, что ли. Так и поездки, и закупка новых доспехов, и организация мероприятий дешевле будут, а опыт станет суммироваться, внедряться быстрее. У нас «Зеленое сердце» и «Серебристый дракон» относятся к позднему Средневековью. В позапрошлом году их магистры подумали — и объединились в «Братство рыцарей». Хозяйственную часть ведут вместе, не ссорятся, не конкурируют... Так и крупные заказы одолеть проще: в 2010 году общими средствами закупили латы для лошадей (вещь дорогая, очень редкая в мире реконструкции, а значит, зрелищная) «Зеленому сердцу», а в этом пришел заказ на 22 комплекта для «Дракона». Свои люди, как говорится, сочтутся!

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

...А в карман — скидку

Отдельно господин Фарнези высказался о своеобразном шефстве: почему местным властям в Беларуси не попытаться закрепить клубы за, например, успешными предприятиями — рыцари отблагодарили бы помощников рекламой. Так, например, фабрика по производству одежды могла бы пошить для клуба, скажем, платья и верхнюю одежду. Плюс предоставить пару десятков моделей в качестве призов победителям конкурса лучников. А в карман предназначенной для розыгрыша одежды можно было бы вложить квиток на получение 25-процентной скидки на любой купленный товар. Так и раскрутить малоизвестные фирмы можно, и модельный ряд продукции разрекламировать, и покупателей привлечь. Опять-таки: дешевле рекламы на ТВ или радио.

— И главное: нужно понять, что будущее реконструкторского движения, равно как и продвижение имиджа белорусских небольших городов (на примере Мстиславля), зависит от каждого из вас. Не нужно ждать государственных программ и больших денег для раскрутки! Популяризировать себя и свои достижения нужно своим умом. Только тогда придут и слава, и люди с дерзкими предложениями, — резюмирует господин Фарнези.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter