Продленный отпуск, страховые выплаты, ранний выход на пенсию: как государство компенсирует ущерб здоровью работников вредных производств

Не надо сгорать на работе

Хронический бронхит можно заполучить не только от простуды, но и от работы. Не от всякой, правда, а только той, где есть контакт с производственной пылью и опасными химическими веществами. Впрочем, профессиональные корни недуга еще надо доказать. Как устанавливаются профессиональные болезни? У кого они чаще выявляются? И каким образом государство минимизирует для людей риски работы на вредных производствах? Ответы на эти вопросы мы искали вместе со специалистами.

На вредных производствах реально заполучить два, а то и три профнедуга.
ontractorsinsurance.org 

Не всякий диагноз — с приставкой «профессиональный»

Если кто-то жалуется, что пашет как проклятый, скоро заработает инфаркт и требует молоко за вредность, это только малоубедительная метафора. Нагрузки, эмоциональное выгорание и недуги с приставкой «профессиональные» — разные вещи. Существует официальный перечень профессиональных заболеваний, утвержденный Минздравом и Минтруда, в нем около ста конкретных диагнозов, которые могут развиваться под воздействием вредных производственных факторов — шума, вибрации, химических веществ, производственных аэрозолей, тяжести трудового процесса и т.д. «Профессиональным» может быть бронхит, конъюнктивит, дерматит, прогрессирующая тугоухость и даже злокачественные образования. А вот инфаркт  таковым не является.

Чтобы подтвердить профессиональную патологию, анализируются, с одной стороны, все медицинские сведения о работнике (заключения врачей и результаты исследований,  данные предварительного и периодических медосмотров и проч.), его профессиональный маршрут,  а с другой — сведения о том, являются ли условия труда на конкретном рабочем месте вредными и насколько. Чтобы это оценить, на предприятиях проводится комплексная гигиеническая оценка условий труда с участием специалистов  сферы гигиены труда, определяются количественные и качественные показатели вредных производственных факторов. 

Сам работающий может только заподозрить, что его заболевание связано с работой, — подчеркивает главный внештатный профпатолог Минздрава, заведующая отделением аллергологии и профпатологии 10-й городской больницы Минска Жанна Иванова. — А помочь разобраться с этой задачей должен врач, к которому он обратится сам или во время прохождения профмедосмотра. Специалист проведет диагностику, установит диагноз, запросит необходимые медицинские документы, сведения профмаршрута, санитарно-гигиеническую характеристику условий труда и  направит работающего в Республиканский центр профпатологии и аллергологии, который функционирует на базе отделения аллергологии и профпатологии 10-й городской больницы Минска. С апреля этого года только специалисты этого центра наделены правом устанавливать диагноз профессионального заболевания.

ЗОЖ против шума?

Профпатолог. Чаще всего к этому специалисту попадают после сорока пяти лет, то есть имея за плечами серьезный стаж труда на вредных производствах. Но в последнее время, отмечает Жанна Иванова, все больше молодых пациентов. 

Наличие вредных факторов отнюдь не означает, что работник обязательно заболеет. Во-первых, часть болезней предупреждается благодаря соблюдению правил охраны труда, использованию средств защиты. Если на ранней стадии диагностировать симптомы заболевания и проводить реабилитационные мероприятия, включая своевременное выведение работника из вредных условий труда, то профнедуга можно избежать. Поможет в профилактике здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, а также индивидуальная устойчивость к производственным факторам. 

Мы наблюдали не раз: у одних работников при превышении производственного шума всего на два децибела через несколько лет уже начинает снижаться слух, а у других после 20—25 лет работы обрубщиком, где норматив превышен на 5—7 децибел, слух остается в порядке, — делится опытом Жанна Иванова.

К сожалению, что это за внутренние факторы, определяющие крепость организма, пока остается объектом исследований.

В число тех, кто больше других рискует подхватить болезнь на рабочем месте, входят и медики. Они могут заразиться инфекциями от своих пациентов.
zdorov-vrn.ru  

Бронхиты и тугоухость — в лидерах

Самые распространенные профзаболевания в нашей стране — болезни органов дыхания и слуха:  бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких,  пневмокониоз и нейросенсорная тугоухость. Это связано с тем, что  ведущими производственными факторами на отечественных предприятиях являются химические вещества, промышленные аэрозоли, шум и вибрация. Меньше регистрируем  случаев вибрационной болезни, которая появляется у тех, кто работает с виброинструментом. Достаточно редко выявляются профессиональные заболевания кожи и глаз. В прошлом году специалисты зафиксировали уникальный случай профессиональной катаракты у стеклодува — он на протяжении 35 лет выдувал стеклянную посуду и из-за теплового излучения, параметры которого превышали нормы, повредился хрусталик глаза. 

Разница аэродиспетчера и программиста

Кстати, о глазах. С каждым годом набирает обороты компьютеризация. А работа с монитором — нагрузка на орган зрения. Не включили ли ее в список вредных производственных факторов? 

Профессиональная вредность определяется не фактом работы на компьютере, — разъясняет Жанна Иванова. — Условия могут признаваться вредными там, где нужно различать объекты до 0,3 мм, где длительность сосредоточенного наблюдения составляет более 25 процентов рабочей смены, а также на рабочих местах, где нужно следить за экранами видеодисплейных терминалов более 3—5 часов в смену.  

А если вы обычный «белый воротничок», который работает с документами в офисе, ваши условия, скорее всего, попадут в категорию допустимых. Потому что в офисе можно организовать регламентированные перерывы, переключаться на другой вид деятельности, периодически давая отдых глазам, а также грамотно использовать  технические параметры — величину шрифта, яркость экрана, степень разрешения и проч. Если есть возможность нивелировать негативное воздействие вредного фактора, то такая работа к профессиональной патологии зрения не приводит. 

В стране более 700 тысяч рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
ohrana-truda.ru 

Несколько недугов одновременно

Чаще всего в документах профпатологов фигурирует профессия обрубщика. У них нередко выявляют не одно, а сразу несколько профзаболеваний — бронхит, тугоухость и вибрационную болезнь, поскольку они заняты на самых горячих участках машиностроительного производства, где «полный джентльменский набор»: и температура под сорок, и вредные примеси в воздухе, и грохот оборудования, и в руках тяжелый виброинструмент. 

Среди работников с разноплановыми рисками и шахтеры. Хоть для них больше характерны заболевания органов дыхания и слуха, в  этом году у одного работника установили поражение суставов. Такой итог его труда в неудобной позе в низкой лаве, когда нужно часами работать, сидя на корточках, на коленях и согнувшись в три погибели. Постоянное статическое напряжение вкупе с другими сложностями и привело  к повреждениям  опорно-двигательного аппарата. 

У медработников один из вредных факторов — бактериальный, то есть риск заразиться инфекциями. Частично их защищает обязательная вакцинация.  Отрадно, что случаев наиболее опасных — ВИЧ и гепатита — на протяжении многих лет не фиксируется. Однако тревожит ситуация с туберкулезом. За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 4 случая заражения этой болезнью при выполнении своих служебных обязанностей. Возбудитель туберкулеза крайне агрессивен, и стопроцентно гарантировать защиту сложно даже при выполнении всех мер предосторожности. К счастью, патология поддается лечению.

Стоит различать острые профессиональные заболевания, например отравление химическими веществами, которое развилось в течение одной рабочей смены, и хронические, которые формировались на протяжении многих лет, — подчеркивает Жанна Иванова. — Люди с хроническими профзаболеваниями в нашей стране социально защищены — они имеют право на бесплатные лекарства, реабилитацию, оздоровление в профильных санаториях,  денежные выплаты, переобучение.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Прощание с буренкой

Работника одного из сельскохозяйственных предприятий Минщины профессиональная болезнь кожи вынудила уйти с работы.

37-летний ветеринарный врач около трех лет назад стал замечать, что к концу рабочего дня на коже рук появляются красные шелушащиеся пятна. Кисти сильно чесались. Сначала в выходные все проходило, без лечения. Со временем проблема усугубилась. Сыпь становилась ярче, а зуд беспокоил почти постоянно. Обратился к врачу, дважды лежал в стационаре — все симптомы бесследно проходили. В отпуске кожа вообще перестала беспокоить. Но стоило снова вернуться к труду — все повторялось с новой силой. В областной больнице, куда его направили к аллергологу, заподозрили профессиональную экзему — несмотря на использование перчаток и других средств защиты, кожа ветеринара сверхчувствительно реагировала на дезинфицирующие средства и антибиотики. 

А еще аллерготесты помогли установить, что, помимо лекарств, у мужчины развилась аллергия на шерсть коров, а именно этих животных в основном доводилось ему лечить. Обстоятельства не оставляли ему выбора — необходимо прекратить профессиональную деятельность. 

Обычно в таких случаях остро встает проблема трудоустройства — людям с профзаболеванием требуется переобучение. Но ветеринару этого не потребовалось — у него за плечами была еще техническая специальность и 7-летний стаж работы слесарем. Так что на рынке труда он по-прежнему востребован и, что важно, без вреда для здоровья.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга КОМАРОВА, заместитель начальника управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП «Белгосстрах»:

— В случае профессионального заболевания работник имеет право на единовременную и (или) ежемесячные страховые выплаты. Предусмотрена также оплата дополнительных расходов, связанных с ухудшением здоровья. Осуществляется это на основании заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения или программы реабилитации.

Сегодня в стране в связи с профессиональными заболеваниями получают ежемесячные страховые выплаты более 3,5 тысячи белорусов. Средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 340 рублей в месяц, а единовременной — около 2 тыс. рублей. Размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается по формуле и зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности, а также от размера дохода застрахованного и от средней заработной платы в стране.

Есть и еще один фактор, влияющий на размер страховых выплат. Это степень вины застрахованного, которую определяет наниматель. Наиболее частое основание для этого — курение, когда речь идет о бронхолегочных заболеваниях: они наравне с производственными факторами способствуют развитию необратимых патологических процессов в органах дыхания. Размер единовременной и ежемесячных страховых выплат уменьшается страховщиком пропорционально степени вины застрахованного, но не более чем на 50 процентов. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александра РЫБИНА, ведущий специалист управления профессиональными рисками Республиканского центра охраны труда Минтруда и соцзащиты:

— В стране более 700 тысяч рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Доля людей, занятых на вредных производствах, примерно одинакова на протяжении последних лет — около 30 процентов всех работающих. На некоторых предприятиях вредных рабочих мест становится меньше. Например, РУПП «Гранит» за счет модернизации производства и обновления парка большегрузных машин снизил их на 20 процентов, и это подтверждают данные аттестации 2018 года. 

К сожалению, в целом уменьшить число занятых на производстве с вредными и опасными условиями труда проблематично. С изменением производственных процессов одни риски исчезают, другие появляются. Сегодня, например, приходится только изучать влияние на здоровье наночастиц, с которыми уже имеет дело современная промышленность, а также сочетанного воздействия химических веществ.

Занятые на вредном производстве имеют право на сокращенный рабочий день и более ранний выход на пенсию, им предоставляются дополнительные отпуска, доплаты. Радует, что, помимо регламентированных законодательством мер по сохранению здоровья работников, многие руководители предпринимают что-то еще, разрабатывая собственные корпоративные системы сохранения здоровья. 

Как пример — биотехнологическое производство в одном из регионов Беларуси. В воздухе рабочей зоны — превышение уровня условно патогенных микроорганизмов. Проще говоря, работники постоянно контактируют с микрофлорой, которая, попав в бронхи и легкие, может вызвать серьезные заболевания. А кроме этого, в нарушение установленных правил люди часто перекусывали на рабочем месте — и микроорганизмы, которые были в воздухе, мало того что проникали в дыхательные пути, так еще, оседая на пище, попадали в пищеварительный тракт. А это риск заболеваний кишечника, снижения иммунитета. Борьба с привычкой несанкционированных перекусов была безуспешной.

Директор предприятия организовал столовую, где всех не только бесплатно кормят, но еще и доплачивают за то, что сюда приходят обедать. Проблема питания с «поглощением» микроорганизмов, с которой не могли справиться десятилетиями, была окончательно решена. А спустя три года здесь констатировали и еще одну оптимистичную тенденцию — заболеваемость работников уменьшилась почти на четверть. 

Очевидно, что тот, кто вкладывает средства в социальный пакет, рано или поздно получат большую отдачу. По последним европейским подсчетам, каждый рубль, потраченный на профилактику, сохраняет 38 рублей.  

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter