Проблемы АПК глазами молодого директора

Не надо пугать студентов страшилками о сельском хозяйстве

АЛЕКСАНДР ЛАСЕВИЧ, 29-летний директор ОАО «Нестановичи-Агро» Логойского района, возглавил хозяйство в тот момент, когда оно имело 75-миллиардный долг и полный упадок в животноводстве. На новом комплексе с доильным залом из-за недосмотра специалистов осталось только треть здоровых буренок, на старой ферме доили в ведра. Доход от молока не превышал 620—630 миллионов в месяц. 

Исполняющая обязанности начальника управления сельского хозяйства
и продовольствия Логойского райисполкома Наталья ПЕТРУШЕНКО
приезжает в хозяйство, чтобы помочь наладить технологию на ферме.

С таким вот приданым пришлось начинать. Молодой руководитель еще и года не работает в должности, а уже сумел удвоить некоторые показатели. Сейчас выручки от молока поступает больше миллиарда 375 миллионов рублей. Собрано вдвое больше зерна при рекордных для хозяйства 35 центнерах с гектара. Чтобы поддержать первые успехи директора, Минский облисполком вручил хозяйству сертификат на приобретение техники на миллиард рублей.

— Александр Георгиевич, что труднее всего далось?

— Справиться с предубеждениями. Есть такая американская поговорка: «Каждый хочет попасть на небеса, но никто не хочет умирать». Так и у нас. Все хотели жить лучше, но ничего для этого не предпринимали. Элементарного даже. Не помещался кормораздатчик в узком проходе, ну и ладно, вилами силос раздавали. Мало того, что эту работу выполняли 18 человек, так и животных недокармливали. Пришлось разобрать старые кормушки и поменять ворота. Теперь с этой работой справляются всего три работника, а привесы увеличились в два раза.

Мешал страх сделать шаг вперед, так как не было полной уверенности в результате. А вдруг не получится?  Значит, пусть будет так, как есть. Когда принялись убирать старое оборудование, «доброжелатели» отговаривали: «Вы уже шестой, кто пытается это сделать, и никто не поправил». Но реконструкцию двух ферм все же провели.

— Какой видите выход из трудного финансового положения?

— Только один — увеличивать вал  молока и мяса, численность поголовья, реконструировать фермы. Хотелось бы, чтобы притормозили выплату долгов, ведь на развитие нужны финансы. У нас на 23 миллиарда рублей кредита, выданного Банком развития на строительство молочно-товарного комплекса, отсрочка на год, до апреля. «Здравушке-милк», куда сдаем молоко, тоже почти 15 миллиардов должны, поэтому заработанных денег не можем потрогать, они распределяются частями без нашего участия. 

Такая система финансирования сдатчиков сырья превратила завод в некоего посредника. С одной стороны, вроде бы упорядочили взаиморасчеты, но с другой — сковали инициативу. Возможно, кто-то распорядился бы своими деньгами более разумно, с большей пользой для дела. Переработчику же такой клиент, как я, весь в долгах как в шелках, как ни странно, выгоден. С долга он исправно насчитывает пеню за пользование денежными средствами. «Нестановичи-Агро», к примеру, платит ежемесячно около 320 миллионов рублей. Утверждение, будто мы тянем молочников в долговую яму — миф и не более того. 

Или взять качество молока. Опять же определяет его переработчик, и не всегда объективно. Нигде в продаже вы не найдете молока первого, высшего или сорта «экстра». Если на прилавке пакет с содержимым жирностью 4—6 процентов, то и стоит он дороже — под пятнадцать тысяч. Нам же за литр заплатят 4200—4500 рублей. Что это, как не лазейка заработать на ровном месте?

Когда-то колхозы и совхозы обзаводились своей переработкой. В нашем хозяйстве были и комбикормовый, и два молокоперерабатывающих цеха. Но их позакрывали и породили монополистов. Кто сегодня с деньгами? Тот, у кого своя переработка и торговля.

Сельское хозяйство — такая машина, которая не может сразу же «отбить» вложенные средства. Поэтому мы нуждаемся в долгосрочных, с разумными ставками, кредитах, в авансировании с более длительным возмещением. Чаще надо помогать субсидиями. В Минской области есть хороший опыт в этом деле при строительстве сенажных траншей и клюшечников. Стоящая идея: выделили деньги, успел построить — все твое, не успел — верни средства. 

Давно пришло и время решать проблему ценообразования на продукцию аграриев. 

— Предположим, закупочные цены увеличат. Но сразу же подорожают продукты питания, комбикорм, а сама продукция станет неконкурентоспособной  на внешнем рынке. Как видим, это палка о двух концах…

— А почему бы не снижать издержки на самих перерабатывающих предприятиях? Нельзя все время выезжать на крестьянине. Получается, кто на земле, тот и отвечает за ошибки и просчеты всех.  

— Но сельчане тоже должны отвечать за свои огрехи. На новой ферме доите всего по 9 килограммов молока от коровы в сутки. 

— Причина в том, что строить начали, а кадры не обучили. Специалисты не понимали, что надо делать. Укомплектовали ферму поголовьем, которое привыкло к старому доильному оборудованию. И получилось то, что получилось. Корову быстро не восстановишь. Это не трактор, когда одну запасную часть выкинул, заменил ее другой — и поехал. А в хозяйстве к тому же были проблемы с воспроизводством.

Теперь  надо доводить дело до логического конца, создавать замкнутый цикл производства. Чтобы здесь же вырастить теленка, нетель, корову. Чтобы комплекс работал сам на себя. Для чего надо построить еще хотя бы одно помещение и увеличить стадо до 700 голов.

— Вот мы и подошли к еще одной острой проблеме — кадровой. Что надо сделать, чтобы молодежь оставалась в сельском хозяйстве?

— На селе, как в забое — стал и работай. Это отпугивает молодых больше всего. Поэтому зарплата становится вторичной. 

— Если бы платили в разы больше, приехали бы и к вам в забой.

— Но не едут же. Даже если в городе получают меньше, перебираться на село не спешат, рассуждая: «Я знаю, что у меня рабочий день с восьми до пяти, что имею два законных выходных и могу распоряжаться своим свободным временем». Опять же в вузах студентов спугивают. А их не надо грузить страшилками про сельское хозяйство. Иные преподаватели думают, что открывают таким образом глаза на проблемы, но надо открывать глаза на пути решения этих проблем. 

— Сможете выплыть самостоятельно?

— Не сразу. Но уверен, у нас все получится.

klimovich@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter