В Китае намерены отказаться от американских продуктов питания

Не надо дразнить дракона

Государственные компании Китая намерены отказаться от закупок продуктов питания, произведенных в США. Это решение стало ответом на ограничительные меры, введенные в конце мая Белым домом в отношении Гонконга. США лишили Гонконг торговых льгот и привилегий, поскольку больше не считают его особой таможенной территорией. Решения Вашингтона и Пекина грозят поставить под угрозу торговую сделку, заключенную между правительствами двух стран в прошлом году.


Поводом для нового обострения американо-китайских отношений стал закон «О национальной безопасности», принятый Всекитайским собранием народных представителей. Новый закон предоставляет спецслужбам КНР право действовать на территории Гонконга с целью пресечения террористической и сепаратистской деятельности. На Западе это решение было воспринято болезненно. Однако если в Европе ограничились выражением озабоченности, то Вашингтон решил пойти на экономические меры воздействия.

Гонконг уже давно используется Западом в качестве рычага давления на Пекин с самого своего вхождения в состав КНР в 1997 году. Бывшая британская колония получила статус особого административного района, сохранив собственную систему управления, валюту, таможенный и паспортный режим. По сути, Гонконг существует в режиме государства в государстве, делегировав Пекину лишь вопросы внешней политики и обороны. Даже внутренние перемещения между Гонконгом и материковым Китаем осуществляются на особых условиях и требуют специальных разрешений.

Понятно, что подобная система, явившаяся результатом непростого компромисса, стала источником внутри- и внешнеполитического напряжения. Китай заинтересован в установлении более плотного контроля над Гонконгом и его интеграции в общегосударственную систему. Напротив, Западу выгодно, чтобы Гонконг оставался не просто максимально обособленным, но и был аккумулятором оппозиционных и диссидентских настроений. Словом, Гонконг является частью сложной геополитической и идеологической игры, которую ведут США, выстраивая по периметру границ КНР «альтернативные» китайские государства, основной задачей которых является ослабление и дестабилизация КНР. В первую очередь эта роль отводится Тайваню, однако и Гонконг имеет в этой игре не меньшее значение.

Политическая напряженность в Гонконге периодически выливается в уличные выступления. Очевидно, именно это и побудило китайские власти к принятию нового закона, который предоставит более широкие возможности по противодействию подобным тенденциям. А санкции, введенные США, работают на обострение ситуации в Гонконге и провоцирование недовольства. 

Впрочем, в этом противостоянии Китай отнюдь не беззащитен и затеянная американцами игра может  в конечном счете обернуться против них самих. Подрыв торговой сделки, в рамках которой Китай обязался нарастить закупки американской продукции в обмен на снижение Вашингтоном таможенных тарифов для китайских производителей, рискует обернуться против самих США. 

Вашингтон пытается сделать американскую экономику не просто самодостаточной, но и отобрать значительную долю мирового рынка у Китая. Именно этим обусловливается воинственное и конфликтное поведение Трампа в отношении КНР. 

Однако объективных возможностей для реализации этих планов у Вашингтона сейчас нет. Кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, наглядно продемонстрировал уязвимость американской экономики, а разрыв сделки с КНР только подорвет позиции американских производителей на китайском рынке. В преддверии выборов Трамп рискует потерпеть крах во всей своей китайской стратегии, на которую он делал основную ставку.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter