Не на полигон, а в переработку

Новое законодательство об обращении с отходами предусматривает максимальное извлечение из них вторичных ресурсов. Готовы ли соблюдать букву закона соответствующие структуры? Вступивший в силу в Беларуси новый Закон “Об обращении с отходами” запрещает захоранивать на полигонах то, что еще можно использовать. Когда в европейских странах принимали подобные нормы, там уже активно работала соответствующая система по сбору и переработке отходов. Беларусь сейчас в самом начале этого пути. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется, и лестным фактом для белорусов является то, что наш Закон “Об обращении с отходами” другие страны СНГ решили взять за основу для соответствующих национальных документов. Но как достигнуть его применения на практике? Одна из граней проблемы обсуждалась в рамках международной выставки “Управление отходами” на конференции “Управление твердыми бытовыми отходами: опыт и перспективы”, организованной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также Белоозерским горисполкомом (Березовский район) и МОО “Экопроект Партнерство”.
Выбрасывать запрещено

— Обращение с коммунальными отходами — один из сложнейших вопросов, — отметила в беседе с корреспондентом “НГ” заместитель начальника специнспекции по обращению с отходами Минприроды Галина Михолап. —  В коммунальных бытовых отходах сосредоточено до 60 процентов вторичных материальных ресурсов и, к сожалению, за редким исключением, все они сейчас захораниваются на полигонах. Это недопустимо в новых условиях хозяйствования. Поэтому с учетом мнений международных экспертов и организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно занимаются сбором, вывозом и переработкой отходов, Минздрава, Минприроды и других ведомств был разработан новый закон.
Основной принцип государственной политики в сфере обращения с отходами — приоритет использования вторресурсов над их захоронением.  Согласно вступившему в силу Закону “Об обращении с отходами”, захоронение вторичных материальных ресурсов запрещено. Особенно важно это в свете Директивы № 3, подчеркнула в своем выступлении главный специалист специнспекции по обращению с отходами Минприроды Ольга Сазонова.
Как же обстоят дела сейчас? Заместитель генерального директора ГО “Белресурсы” (именно эта структура уполномочена координировать работу по решению проблемы захоронения вторичных сырьевых ресурсов) Валерий Ходыко на недавнем круглом столе, посвященном утилизации бытовых отходов, рассказал следующее: “Несомненно, в Беларуси делается достаточно много для организации сбора и переработки вторичных ресурсов. На 20—30 процентов ежегодно увеличивается объем вовлечения вторичных ресурсов в народно-хозяйственный оборот. Однако есть и скрытые проблемы, которые существуют в этой отрасли экономики. Могу сказать открыто: работа по раздельному сбору отходов в нашей стране находится практически на нулевом уровне. Мы — на начальном этапе. И все мероприятия по созданию мусороперерабатывающих предприятий потерпят фиаско, если не будет решен вопрос организации раздельного сбора ТБО. Работа показывает, что есть скрытые сырьевые ресурсы, которые можно вовлечь в оборот. К примеру,  это стеклоотходы, отходы картонной бумаги, которой сегодня нам не хватает для бумагоперерабатывающих предприятий. Имея возможность переработать 250—300 тысяч тонн в год, перерабатываем в лучшем случае 150—200 тысяч”.
Что же нужно сделать, чтобы поставить лошадь впереди телеги? По мнению специалиста, многое зависит от желания местных органов власти и органов ЖКХ дать людям техническую возможность выбрасывать отходы в раздельные контейнеры. Причем они должны быть расположены удобно, а не в 500 метрах от дома. Нужно сделать акцент на организацию селективного сбора отходов и, выбрав технологии, строить перерабатывающие предприятия, считает Валерий Ходыко. Кроме того, если мы хотим вовлечь эти сырьевые ресурсы в народнохозяйственный оборот, необходимо что-то платить за мусор. И хотя на организацию раздельного сбора отходов нужны значительные средства, в конечном счете благодаря таким мероприятиям увеличивается ресурсная база для предприятий республики. А значит, создается экономический стимул для более эффективной работы нашей экономики.
Специалист также привел цифру: раздельным сбором отходов сегодня в Беларуси охвачено 1 809,6 тысячи человек, или 28,5 процента населения, проживающего в городах и райцентрах. Однако это гораздо меньше, чем планировалось.

Три пути

Как же технически выполнить запрет нового закона на захоронение на полигонах твердых бытовых ресурсов? Раздельный сбор отходов населением — не единственный путь. Вот что рассказала по этому поводу Ольга Сазонова:
— Чтобы организовать отбор вторресурсов из мусора, есть три механизма. Первый — сбор сырья на заготовительных пунктах. Однако сейчас закупочные цены не стимулируют людей активно сдавать вторсырье. К тому же зачастую такие пункты расположены в неудобных местах, до них трудно добираться, да и выглядят они непрезентабельно. В европейских странах, наоборот, вторсырье принимают в магазинах и крупных торговых центрах, приемные пункты красиво оформлены. В Минске и других городах страны при планировке районов расположение таких пунктов просто не учитывалось. Еще одна проблема — слабая оснащенность заготпунктов прессами для уменьшения объемов вторсырья на месте, что снизило бы затраты на его доставку на перерабатывающие предприятия.
Второй способ решить проблему бездарного захоронения ресурсов на полигонах — раздельный сбор сырья. Затраты на его организацию не слишком высоки, но этот способ работает при условии высокой культуры людей. Однако контейнеры для раздельного сбора сырья в наших городах и поселках часто расставлены стихийно, в неудобных местах. Нередко, если контейнер, предназначенный для пищевых отходов, переполнен, люди, не задумываясь, бросают мешок с мусором в соседний — для ПЭТ-тары или стеклобоя. Как рассказала представитель ГПО “Минское городское жилищное хозяйство” Маргарита Ядинская, от 20 до 50 процентов объема “раздельно собранных” бытовых отходов, поступающих на линию досортировки УП “Экорес”, все равно вывозятся на полигоны — использовать их невозможно.
Третий способ решения проблемы — создание станций сортировки ТБО. На них можно проводить глубокую сортировку, то есть, например, разделять пластик по разным видам. На станциях есть возможность дробить и уплотнять вторичные материальные ресурсы. Однако строительство станций сортировки требует значительных капитальных вложений. Кстати, сегодня в стране действует 94 сортировочные станции.

Белоозерский опыт

Местные органы власти и жилищно-коммунальные предприятия должны сами решить, какой именно способ или их сочетание оптимальны для их населенного пункта и выбрать, чтобы не попасть под штрафные санкции за нарушение нового закона. К примеру, вот как поступили в городе Белоозерске Березовского района. Председатель Белоозерского горисполкома Вячеслав Домбровский рассказал о реализации проекта по совершенствованию системы обращения ТБО, поддержанного Минприроды и Программой для муниципалитетов “Тасис” Европейского Союза.
На полученные средства была закуплена спецмашина для вывоза вторсырья, 89 контейнеров, пресс для уплотнения ПЭТ-бутылок, стройматериалы для оборудования помещения для пресса. В результате 13-тысячный город был полностью охвачен раздельным сбором отходов. 210 небольших контейнеров будут закуплены для школ. Однако чтобы эта система действовала, важность раздельного сбора отходов должно осознать население. Поэтому были заказаны специальные брошюры и наклейки, которые будут распространять по городу. Проект белоозерцы восприняли с интересом. По словам инициатора этой работы Виктора Маковчика, ожидается, что в течение года объем несортированных отходов уменьшится в регионе на треть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter