Не много смерти в холодной воде?..

В течение трех дней перевернулись три лодки. Погибли шесть человек
В течение трех дней перевернулись три лодки. Погибли шесть человек

Столь рокового стечения трагических случаев не припоминают работники белорусской ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Тем более что два из них произошли практически одновременно, причем на одном - Чашникском участке инспекции. Среди погибших оказался и человек весьма известный... Совпадение или что-то другое? Чтобы найти ответы, я выехал на озера Отолово и Лукомльское вместе с начальником ГИМС Николаем Лучиновичем.

Эта статья имеет предысторию. Некоторое время назад в редакцию поступила критическая статья о деятельности ГИМС. Два ее бывших работника практически камня на камне не оставили от этой организации.

ГИМС находится в структуре ОСВОДа (Общества спасания на водах). То есть государственная структура подчиняется общественной, а это абсурд, нонсенс, утверждали авторы.

Авторы ставили под сомнение компетентность сотрудников ГИМС и высмеивали ее нормативные документы: инструкции, правила и т.д. Такой факт, например: инспекция обязывает регистрировать даже одноместные резиновые лодки и чуть ли не надувные матрацы. Смысл авторы видели в одном: за обязательное ежегодное освидетельствование плавсредств ГИМС берет немалые деньги ("больше, чем за техосмотр автомобиля!").

Под видом самоокупаемости фактически занимается выколачиванием денег с рыбаков - за надуманные услуги, по сомнительным прейскурантам. Зато создает владельцам лодок нелепые проблемы. И выходило, если суммировать, что ГИМС нужна лишь самой себе.

Статья готовилась к печати. И тут случились эти трагедии. В поездке я надеюсь выяснить, насколько справедлива критика.

По пути к нам присоединяется инспектор Чашникского участка ГИМС Сергей Скрабневский. Совсем недавно он регистрировал злополучный катер. Как положено, осмотрел, выявил пригодность к плаванию, проинструктировал владельца (заместителя гендиректора одного из крупнейших предприятий страны), выдал ему судовой билет, завел учетную карточку. Сказал о ежегодном техосмотре. Таков порядок. И каждый владелец маломерного судна (их в стране зарегистрировано 53 тысячи) должен его соблюдать. Участок Скрабневского охватывает территории нескольких районов: Докшицкого, Ушачского, Лепельского, Бешенковичского и Сенненского. Добавлю: и акваторию - несколько сотен водоемов! Здесь более 1.700 лодок и катеров: резиновых, деревянных, дюралевых.

С.Скрабневский признает: еще примерно 10 процентов от этого числа владельцы регистрировать не желают или забывают. Инспектор своей властью имеет право наказать за это штрафом в одну базовую величину. Начальник ГИМС Николай Лучинович может взыскать уже три базовые величины с частного лица и пять - с лица юридического.

Впрочем, от владельца катера Скрабневский таких проблем не ожидал. Тот был человеком состоятельным и основательным. Катер оснастил 50-сильным американским мотором "Меркурий", даже спасательные жилеты были дорогими, импортными.

...Деревня Загорье с виду небогата. Выделяется своей роскошью дом погибшего, а окружающий участок - обустройством. Дорогая плитка во дворе. Заложенный теннисный корт. От дома к озеру - это метров двести - хозяин планировал устроить монорельс для спуска катера. А приезжал сюда лишь на выходные. И оставлял дом без охраны. Неужели, думаю, этот размах не вызывал недоброй зависти, раздражения местных?

"Что вы! - сказала мне его соседка Людмила Григорьевна Ипатова. - Его все в деревне любили, такой веселый был! Костер на лугу распалит, всех пригласит: посидим, попоем песни. Еще шутил: хоронить меня будете здесь..."

Юрия Л. нашли только во вторник и сразу увезли в Минск. А беда случилась в воскресенье, около двух часов дня. Катер, в котором были трое, перевернулся. Электрик Виталий С. сумел доплыть до берега и спастись. Деревенского пенсионера Сергея Ш. вскоре нашли бездыханным в камышах - в "позе утопленника". Катер пока на дне.

Скрабневский недоумевает: "Почему все трое были без спасательных жилетов?" Второй вопрос: почему сам катер утонул? Оказывается, по нашим и международным нормам никакое легально продаваемое плавсредство утонуть не должно! За него, даже перевернутое, тонущий может держаться сколь угодно долго. Для этого резиновые лодки склеиваются из нескольких секций. Для этого в дюралевых лодках и катерах предусмотрены герметичные отсеки, играющие роль поплавков. Другое дело, что иные горе-рыбаки, по словам Скрабневского, кладут туда снасти, нарушая герметичность и лишая себя шанса на спасение в критической ситуации.

Не исключено, что катер перевернула сильная волна - как это произошло в тот же день и практически в тот же час на Лукомльском озере. Ветер тогда был шквалистым по всей стране. Выходить на большую воду было нельзя! Сторож лодочной станции объяснил это веселой троице, пожелавшей "покататься". Увы... Двоим повезло. Выход моторки из гавани заметили в бинокль со спасательной станции. Заметили и момент, когда волна взметнула лодку почти вертикально. Спасатели бросились на помощь, но мотор тут же залило водой, он заглох... К тонущим подходили уже на веслах. Парня и девушку (оба были без жилетов), которые в холодной воде уже едва держались за перевернутое судно, успели спасти. Владельца лодки подняли со дна.

Эти трагедии произошли, повторюсь, в воскресенье, 31 октября. Сообщение о третьей Николай Лучинович получил в среду, 3 ноября, мы как раз ехали между Чашниками и Новолукомлем. Накануне, во вторник, трое молодых людей вышли в Минское море. Ночью. На чужой лодке. Без спасательных жилетов. Наутро пустую, перевернутую посудину прибило к берегу. Погибших к тому времени еще не нашли.

"Чем больше лодок мы регистрируем, тем меньше людей гибнет! - солидарно уверяли меня С.Скрабневский и Н.Лучинович. Это не парадокс, напротив: рутинная процедура предполагает, помимо бумажных формальностей, инструктаж. Про весла, аптечку, жилет и водоотливной черпак. Кто знает, сколько жизней спасло только это напоминание!"

Впрочем, к концу поездки я и без того склонялся к мысли, что авторы критической статьи... не во всем правы, мягко говоря. В ГИМСе всего-то 40 инспекторов на всю страну: было бы о чем говорить! Вероятно, есть в инспекции, как во всякой конторе, и бюрократизм. Но если возражать авторам по существу...

Во-первых, 29 июня 2004 года вышел Указ Президента N 298 "Вопросы Белорусского республиканского общества спасания на водах". Документ предусматривал, в частности, преобразование ОСВОДа в государственно-общественную организацию, что и было сделано на внеочередном съезде. Тем самым противоречивая подчиненность была устранена. Тем самым государство признало важность общества и придало ему более серьезный статус. Мы, оказывается, со времен СССР сумели сохранить структуры, кадры и лучшие традиции общества, созданного в Санкт-Петербурге еще 1866 году! Поначалу, кстати, оно именовалось обществом содействия потерпевшим кораблекрушение. То был своего рода ГИМС.

С 1 января будущего года инспекция полностью переходит на бюджетное финансирование. Помимо прочего, это означает, что больше нет смысла освидетельствовать плавсредства ради финансового благополучия инспекции. Хотя 4 тысячи рублей за осмотр резиновой лодки - разве это много? Как, впрочем, и 25 тысяч за осмотр "Меркурия". И даже "Вихря". Впрочем, большинство владельцев воспринимают это нормально. Понимая, что на воде (если соизмерить число лодок и машин) гибнет относительно больше людей, чем на дорогах. Что на воде нужна своя ГАИ.

Более того, с 1 января ни один продавец не сможет продать лодку без сертификата. Который будет выдавать только ГИМС. Увы, есть немало случаев, когда коммерсанты скупают в России резиновые лодки как заводской брак, а нам продают как исправные...

Статья вышла отнюдь не развлекательная - оппонирующая: с авторами критической статьи про ГИМС я теперь не согласен. Впрочем, они уволились из инспекции несколько ранее и, очевидно, о многих переменах не могли знать. Устрашающая статья, если хотите. В конце концов, жизнь человеку чаще всего (и вернее всего) спасает инстинкт, страх. Поэтому доведу дело до конца: о "позе утопленника".

Как пояснил Сергей Скрабневский, в таком положении (тело согнуто, руки тянутся к ногам) находят всех утонувших в одежде. Воздушного пузыря на спине хватает, чтобы поддерживать на плаву мертвого. Но его мало, чтобы спасти живого! Вот почему правила ГИМС обязывают иметь жилет даже владельца резиновой лодки. А если пожилой человек бултыхнется за борт, азартно вытаскивая рыбу?.. Вот почему инспекция обязывает регистрировать даже одноместные лодки!

Вы, уважаемый читатель, против?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter