Не лыком шиты

Народные промыслы в белорусской глубинке возрождает российская мастерица

Народные промыслы в белорусской глубинке возрождает российская мастерица


ДОМ ремесел в агрогородке Коровчино Дрибинского района больше напоминает краеведческий музей. Здесь собраны и предметы старины: домотканые вышитые рушники, деревянный сундучок, лапти, сделанные когда–то руками местных умельцев. И новые работы: опять же лапти, но сплетенные по старинным технологиям совсем недавно, славянские обрядовые куклы, выполненные без иголки и ножниц, корзинки из лозы и корней, разнообразные сувениры из соломки, резные панно и многие другие искусные поделки.


Всего два с половиной года потребовалось директору Коровчинского дома ремесел Ларисе Закликовской, чтобы вместе с единомышленниками собрать богатейшую коллекцию, самой научиться плести лапти и делать обрядовых кукол, да еще обучить ремеслу детвору и взрослых. Сама мастерица не местная — родилась в России, в городке Прокопьевск Кемеровской области. Окончила Томский инженерно–строительный институт.


— Предки мои были крестьянами, все умели делать своими руками — и хаты ставили, и валенки валяли, — вспоминает Лариса Закликовская, — и, конечно, шили, вязали, вышивали. Лет с пяти–шести пробовала и я шить, вязать, ткать на станке коврики. В жизни это пригодилось — ведь руки все помнят.


В 1992 году муж привез Ларису в Коровчино. И хоть ее диплом инженера на селе никого не заинтересовал, без работы россиянка не осталась. Стала преподавать труд девочкам в школе. Работа понравилась, молва о «золотых руках» учительницы быстро разнеслась по району. В 2008 году ей предложили создать и возглавить дом ремесел.


— Главный «акцент» мы решили сделать на лаптях, — улыбаясь, рассказывает Закликовская. — Дрибинщина славится своими шаповалами — специалистами по валенкам, но мало кто знает, что еще несколько десятилетий назад здесь жили не менее знатные мастера по плетению лаптей. Лапти плели чуть ли не в каждом доме — из лозы, веревок, ремней. Но самые крепкие получались, конечно, из липового лыка. Еще в 50–е годы прошлого века многие ходили в экологически чистой обуви зимой и летом.


О древней крестьянской обуви Закликовская знает все. От нее я, к примеру, узнала, что даже самые крепкие лапти носятся всего... 3–4 дня. Но это не значит, что в старину каждый крестьянин стаптывал за месяц 10 пар немудреной обувки. Тогда больше ходили босиком, а лапти обували разве что когда шли в церковь, да по большим праздникам. В теплые месяцы онучи (по–современному — портянки) носили из льна, в холодные — из овчины. В сырую погоду в лапти подстилали соломку, чтобы меньше намокали.


Когда Коровчинский дом ремесел только открылся, его директор Лариса Закликовская и научный сотрудник Валентина Павлюк увидели, что мастеров по лаптеплетению на Дрибинщине почти не осталось. Промысел нужно было срочно возрождать, — еще несколько лет, и передать мастерство молодым станет некому.


Вообще–то, лаптеплетение — мужское дело. Но прошедший век был богат на войны. Мужчины уходили на фронт, ремесла осваивали их жены. Так и получилось, что обучаться Ларисе пришлось не у мастеров, а у мастериц. Вместе с Валентиной Павлюк брали уроки у 82–летней Нины Андреевны Кононковой из деревни Абраимовка, у 88–летней Ефросиньи Антоновны Збродовой из Жевани. Но самой большой удачей стало знакомство с 80–летней Надеждой Прокопьевной Кириловой. Дочь забрала мастерицу из Жевани в Коровчино и та стала давать сотрудницам дома ремесел мастер–классы.


Вскоре способные ученицы знали и классификацию лаптей. «Зырачыя» — так на Дрибинщине называют обувку с открытым носом, с «глазками». Более закрытые лапти — это «коверзни». В старину здесь иногда встречались и «похлопни», или смоленские лапти косого плетения. Российский вариант лаптей работницы дома ремесел более детально изучили, когда стали ездить со своими плетеными изделиями на международные выставки. Там общались с россиянами, обменивались опытом.


Недавно Лариса Закликовская стала членом Союза мастеров народного творчества Беларуси и первым признанным мастером по лаптеплетению в стране. В Коровчинском доме ремесел открылся детский кружок «Лапоточек». Почти забытую профессию лаптеплетения мальчишки и девчонки осваивают с интересом. Плетеная обувь Ларисы и ее учеников побывала даже на выставке декоративно–прикладного искусства белорусских мастеров «Могилевский гостинец» в Москве в Государственном российском Доме народного творчества, и вызвала там огромный интерес. А недавно мастерица всерьез увлеклась славянскими обрядовыми куклами: свадебными, «зерновушками», «десятиручками». Они ведь тоже история края, которую нельзя забывать.


Впрочем, забвение ремеслам в Беларуси не грозит. Для многих это занятие стало не просто хобби, но и хорошим источником дохода. На ярмарке лапти, глиняные кувшины, вышитые рушники, сувениры из соломки идут, как говорится, «с колес».


— Заниматься ремеслами в Беларуси выгодно, — уверен и начальник отдела искусств управления культуры Могилевского облисполкома Валентин Лавцов, — государство поддерживает ремесленников. Ежегодно открываются новые дома и центры ремесел. Если же кто–то пожелает зарабатывать ремесленничеством на жизнь, достаточно зарегистрироваться в местном налоговом органе и платить в казну всего 1 базовую величину ремесленного сбора в год. От всех налогов, в том числе подоходного и единого, ремесленники освобождаются.


ДРИБИН

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter