Календарь и традиции

«Не ляцi, страла, а ты ўздоўж сяла»

Понедельник будущей недели, 6 июня, — день важный для пчеловодов. К этому времени уже должны хорошо прогреться и воздух, и земля, увлажненная теплыми дождями, когда «дзiця пасадзi на градах, дык i яно за дзень падрасце». В таких условиях пчелиные рои выходят один за другим, что считалось доброй приметой и обещало в дальнейшем богатый медосбор. 7 июня в народном календаре — «Иван». И с ним связывали «пчелиную» поговорку: «Калi выйдзець рой перад Янам — будзе пчаляр панам».


На шестой неделе после Пасхи, в четверг, отмечается православный праздник Вознесение Господне («Унясенне», «Ушэсце Божае на неба»). В народе этот день называли еще «Шосцiк». И тоже сложили яркие поговорки: «Святы Шосцiк — жыта выплывае пучком i каленцам», «Святы Шосцiк колас точыць, з шастом ходзiць, межы раўнуець». С конца ХIХ и до начала 80–х годов ХХ века у нас бытовал необычайно интересный обряд «Ваджэнне стралы», или «Пахаванне стралы», — действо, длящееся около шести часов. Проводился этот обряд–оберег в знак окончательного прощания с весной, и приурочивали его к первому «агляду» озимых. А еще, «каб адвесцi ад вёскi грамавую стралу», «каб маланка не ўбiвала», «каб пазбегнуць пажару ад Перуна». Участников собиралось до 500 человек, но все старались максимально сохранять строгую последовательность эпизодов, ничего не напутать. Сам хоровод складывался очень сложно, мог строиться в виде цепи, змейки, шнура, образовывать разные по величине круги, менять форму. Подойдя таким образом к полю, женщины начинали тайком закапывать на нем какие–нибудь небольшие ритуальные предметы, относящиеся к женскому убранству: перстенек, ленту, бусы, платок, гребешок...

Иногда роль стрелы выполняла палка, обвитая крапивой и травами, тряпичная кукла. Иногда — выбранная среди участниц самая красивая девушка. Украсив лентами и цветами, ее как бы загоняли в уже начинающую колоситься рожь, а затем все вместе перекачивались на этом же поле. Закапывание стрелы воспринималось и как средство, способствующее богатому урожаю. Любопытный факт: авторам известной песни «Молодость моя, Белоруссия» А.Пахмутовой и Н.Добронравову во время поездки по Беларуси рассказали о наших удивительных древних обычаях. Так в песне появилась строка: «Где–то в топи болот погребен остывающий гром...» Обряд получил распространение в Поднепровье, бассейнах Сожа и Десны, это значит на юго–востоке Беларуси, на западе Брянщины и северо–востоке Украины (как раз те территории, где случаются по весне и летом страшные ураганы и грозы), и везде он имел свои, характерные для каждого региона, черты. В одних случаях в обряде участвовали только девушки, в других — женщины и девушки, иногда — переодетые мужчины, молодые парни и даже дети, кое–где происходило переодевание с использованием ветоши, старых вещей, обрывков ленты.

В этот день с самого утра хозяйки обязательно выпекали много тоненьких блинчиков–«налiснiкаў», в некоторых местах — полупрозрачных (крахмальных), которые считались обрядовым угощением. И практически везде основной, главной песней становилась весенняя баллада «Не ляцi, страла, а ты ўздоўж сяла». В ней повествовалось о «забiтым «стралой»–молнией «малойчыку», которого оплакивают близкие: мать плачет «век ад веку», сестра — «год ад года», а жена — только «з ранiцы да вечара», думая о том, как бы побыстрее найти себе новую пару. По правилам после Вознесения девушки переставали петь «вяснянкi». И соловей тоже поет по убывающей — то есть не в двенадцать колен, а только в шесть.

11 июня — «Хвядосся–каласнiца». Она продолжает праздничный и торжественный момент «агледзiн» колоса, по состоянию которого уже можно судить о будущем урожае. Рассказывают, что в страшном 1941 году стебли у ржи и пшеницы выдались толщиной чуть ли не в палец и, «аглядая» колос, все радовались, а потом поля стояли неубранными, вызывая слезы горечи.

Советская Белоруссия № 104 (24986). Пятница, 3 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter