Не лишние люди

Где и как должны создаваться новые рабочие места

Где и как должны создаваться новые рабочие места

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

Читатели постарше, вероятно, помнят, как в годы их молодости многие с иронией воспринимали слова работников советского агитпропа про “кризисы перепроизводства”, “лишних людей”, “неуверенность в завтрашнем дне” и прочие подобные ужасы “загнивающего капитализма”. Было время, когда большинству из нас казалось, будто капиталистический запад — это некий вожделенный рай на Земле, где обитают безмерно счастливые и навеки обласканные судьбой небожители.

Прошло не так уж и много времени, капитализм в бывшем СССР стал, увы, суровой и полной разочарований реальностью. Сегодня упомянутые советские “страшилки” блекнут на фоне репортажей того же Euronews об уличных баталиях граждан и полиции в современных кризисных Греции, Испании, Португалии или, положим, о позапрошлогодних массовых пожарах и поджогах в Лондоне, Неаполе, Париже.

Понятно, вовсе не от райской жизни “западные небожители” нынче пытаются “оккупировать Уолл-Стрит” и лезут на баррикады, на то должны быть веские причины. Ряд европейских экономистов и политиков, в числе которых, например министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, уверены: сегодня для западных стран наибольшую угрозу представляет возможный социальный взрыв из-за массовой безработицы. Ведь безработица — это безденежье, которое является самым тяжким грехом современного рыночного капитализма, где человек, как известно, стоит ровно столько, сколько у него денег.

В частности, по данным Евростата, уровень безработицы к началу прошлого месяца в странах еврозоны достиг рекордного с 1995 года значения в 12,2 процента. В данной номинации явные “лидеры” — Испания и “родина демократии” Греция, где уровень безработицы превышает 25 процентов. В Португалии доля “лишних людей” вплотную подобралась к отметке 18 процентов. И даже во Франции, второй экономике Евросоюза, доля безработных быстро растет, уже достигнув 10,7 процента.

Взрывоопасная ситуация усугубляется тем, что наибольшее число “лишних людей” среди самой энергичной и потому способной на активный протест части населения. Например, в Евросоюзе в апреле количество нетрудоустроенных молодых людей в возрасте до 25 лет достигло 24,4 процента. В одной только Италии данный показатель превысил 40,5 процента. Дабы предотвратить социальный взрыв, ведущие западные страны создание рабочих мест возвели в ранг государственной политики, ежемесячно отслеживая ее результаты. По данным Статистического управления Канады, в мае нынешнего года в стране создано 95 тысяч рабочих мест, что является рекордом для Канады за последние 11 лет. По данным Министерства труда США, за то же самое время в крупнейшей экономике планеты было создано 175 тысяч новых рабочих мест, что позволило удержать уровень безработицы на уровне 7,6 процента.

Однако планомерный процесс создания рабочих мест имеет не только социальные цели. Сегодня мир находится на переломном этапе (который, собственно, и воспринимается как кризис) формирования очередного, уже шестого по счету, технологического уклада, ядро которого — нано-, био-, информационные, коммуникационные и другие высокие технологии. По словам советника российского Президента академика Сергея Глазьева, в становление нового технологического уклада ведущие страны мира вложили до 80 процентов всех своих “антикризисных” денег. Поэтому сегодня данный комплекс высокотехнологичных отраслей прирастает на 35 процентов в год, и уже через пять лет в этих сегментах — новейших производствах — будет задействовано до десяти процентов мировой рабочей силы. Понятно, что именно здесь и идет наиболее активный процесс создания рабочих мест в США, Китае, Японии, Германии, Великобритании...

Наша страна, где, к счастью, проблема безработицы не столь значима, оказавшись перед альтернативой — закрепиться в когорте технологически развитых держав или скатиться до уровня периферийных “бананово-сырьевых” экономик, — также выбрала нелегкий путь модернизации национальной экономики на базе факторов и рабочих мест шестого технологического уклада. По словам Президента Александра Лукашенко, “мы не имеем права замыкаться на привычных для нас отраслях традиционной экономики. Уже в этой пятилетке не менее 40 процентов прироста экспорта дадут наукоемкие производства с низкой импортоемкостью, био-, нанотехнологии, фармация, информационные и оптоэлектронные технологии...”.

Кстати, понимают значимость этой проблемы и в союзной России, где Президент Владимир Путин год назад специальным указом также поручил правительству к 2020 году создать 25 миллионов современных рабочих мест.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter