Не конкуренты, а партнеры.

Анна ШАРЕЙКО, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, директор ОАО “Витебская бройлерная птицефабрика”, кандидат сельскохозяйственных наук

Анна ШАРЕЙКО, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, директор ОАО “Витебская бройлерная птицефабрика”, кандидат сельскохозяйственных наук

Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси по экспорту продуктов питания. За последние пять лет сельхозорганизации Беларуси увеличили объем производства на 44 процента, что практически позволяет обеспечить перерабатывающие предприятия белорусским сельскохозяйственным сырьем. Безусловно, важнейшую роль в достижении таких высоких результатов сыграла эффективная государственная поддержка села. При этом я убеждена, что государственная поддержка аграрной сферы в Беларуси ни в коей мере не мешает развитию села России и не создает конкуренции российским производителям продовольствия. Так, по информации Минсельхозпрода Республики Беларусь, в соответствии с балансом спроса и предложения потребность России в мясе в настоящее время составляет 9 млн тонн, а производится только 6 млн тонн. При этом Беларусь может поставить в Россию 100–150 тысяч тонн. Цифры говорят сами за себя.
На примере предприятия “Витебская бройлерная птицефабрика” хочу отметить отсутствие каких-либо острых проблем в вопросах поставок мяса птицы и продуктов ее переработки на российский рынок. Объем поставок мясопродукции в Российскую Федерацию мы увеличиваем ежегодно. В 2007 году экспорт составил 2,6 млн долларов США, в 2008-м – 3,9, в 2009-м планируется более 6 млн долларов. Продукция фабрики, которая одной из первых белорусских сельхозорганизаций успешно прошла инспектирование госветнадзором России, реализуется в Смоленской, Московской, Псковской и Ленинградской областях.
Говоря о товаропроводящей системе реализации продукции, хочется отметить, что существенных успехов в увеличении объемов продажи мясных продуктов на российский рынок Витебская бройлерная птицефабрика добилась благодаря созданию собственного торгового дома “Витебский бройлер – Смоленск” в форме общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом фабрики в 100 процентов. Наличие такой структуры позволяет непосредственно на территории России отслеживать динамично изменяющуюся конъюнктуру рынка на продукцию из мяса птицы, гибко реагировать на ее изменения, принимая соответствующие маркетинговые управленческие решения для увеличения экспортных продаж.
На примере нашего предприятия могу с уверенностью говорить об отсутствии какого-либо предвзятого отношения со стороны Россельхознадзора при проведении инспектирования и аттестации на право поставок продукции животного происхождения в Россию. Минсельхозпрод Республики Беларусь и компетентные службы России слаженно и оперативно работают при выдаче ветеринарных разрешений на ввоз продукции животноводства оптовым покупателям в России, хотя несколько лет назад существовали определенные бюрократические проволочки и недопонимание, на что жаловались наши российские контрагенты. Инспектирование российской стороной белорусских предприятий – экспортеров продовольствия является мощным стимулом их эффективного развития и модернизации производств. Считаю инспектирование вполне цивилизованным подходом, позволяющим проверить качество продукции в той стране, откуда она поставляется, и являющимся действенным способом защитить российских потребителей от продукции низкого качества.
Сегодня мы имеем на продовольственном рынке высококачественный продукт в широком ассортименте. Как практик, могу утверждать, что система обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на ведущих предприятиях Беларуси практически не отличается от системы качества западноевропейского уровня, поэтому производимая ими продукция пользуется высоким спросом в Российской Федерации.
 Крайне необходимым в практическом отношении является выработка единых требований к проверке качества производимой продукции, соблюдению ветеринарного и санитарного контроля в Союзном государстве, а также к самим нормативам определения качества продовольственных товаров.
Для снятия определенной напряженности в отношении лабораторных проверок качества продовольствия положительную роль сыграло бы создание независимой системы экспертиз от взятия проб до проведения анализов продукции.
В целом же между Беларусью и Россией, полагаю, нет непреодолимых противоречий. И идущий конструктивный диалог способствует развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности Союзного государства. Главной задачей органов государственного управления в части выработки и реализации согласованной аграрной политики является повышение уровня и качества жизни населения Союзного государства, обеспечение населения качественными продуктами по справедливой цене, снижение удельного веса импортной продукции в Союзном государстве.
Экономики Беларуси и России имеют высокий уровень интегрирования во многих отраслях, соответственно и наши агропромышленные комплексы должны дополнять друг друга, так как многие задачи решать эффективнее вместе, чем конкурировать на общем рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter