Депрессия - это болезнь, с которой надо научиться жить

Не грех, а болезнь

Депрессия — черная дыра внутри человека, она высасывает из него силы жить и радоваться. Не живешь, а пластиковый пакет жуешь. И никакие утешения не помогают, и вместо музыки — вороний хрип.

фото pixabay.com

Однако нужно помнить главное — это просто болезнь. Верующие люди пытаются отыскать духовные корни и греховные предпосылки, но это именно болезнь, причиной которой может стать химия вашего тела, наследственность, детские травмы или что-то иное, чего нельзя изменить. Вы уже ранены, и время не повернешь вспять. Это болезнь, которая с вами навсегда. И все, что нам остается — научиться с этим жить. Бывают состояния совсем тяжелые, когда нужен врач. Об этом я писать не буду. Это удел специалистов. Одно замечу: не надо бояться врачей, ведь речь идет о болезни, значит, доктор — ваш союзник и помощник.

Раненые могут быть подозрительными, злыми, агрессивными. И счастье, если близкие поймут, что это не человек злится, а болезнь себя проявляет и нужно время, просто время и покой, чтобы рана затянулась. Только тот, кто пережил такую напасть, знает, сколько сил требуется, чтобы просто улыбнуться, и как тяжело носить в себе эту “черную дыру”, когда не с кем поделиться.

Жаль, что нельзя создать общество раненых. Депрессия — такая болезнь, которая требует карантина. Раненым нельзя собираться вместе. Ни в коем случае! Болезнь начнет резонировать с большей силой. И подкармливать ее тоже нельзя. Чтение Достоевского затягивает в омут? Не читай! Новости расстраивают? Не смотри! Си-минорная месса Баха вводит в депрессию? Не слушай! Дело не в Достоевском и не в Бахе — они гении! — просто больному опасно то, что здоровому никакого вреда не причинит. А если уж у вас был опыт ранения, надо беречь себя до конца жизни.

Если однажды попался депрессии в лапы, считай, что вшили тебе под кожу бомбу — вытащить невозможно, умрет она только с тобой. Но есть техника безопасности: нельзя делать “резких движений”, нельзя жить слишком беспечно и свободно, как раньше, но жить можно, причем хорошо жить, счастливо, радостно и даже свято. Соблюдаешь осторожность — все будет хорошо, иначе — подорвешь и себя, и близких.

— Но ведь это же грех! Один из смертных! В этом надо каяться!

— ...И копаться в себе, развивая и поддерживая чувство вины, — именно то, к чему и ведет болезнь. Давайте назовем депрессию смертным грехом, только что это нам даст, кроме гибели еще одного человека? Депрессия — заболевание, которое может быть связано с недостатком йода в организме или с неправильной работой внутренних органов.

Как это ни вызывающе прозвучит, но сегодня мы знаем о человеческом организме гораздо больше, чем святые пустынники раннего Средневековья, а потому и не станем называть болезнь грехом.

— Может, и йода не хватает. Но почему не хватает? Ведет греховную жизнь — вот и отразилось на теле!

Это очень популярная гипотеза. Но всего лишь гипотеза. Может быть, она когда-нибудь и подтвердится. А пока у нас есть вот этот конкретный больной, и одно я знаю точно: призывать его к покаянию или анализу своей жизни возможно только тогда, когда он придет в себя и поправится. В другом случае ваши призывы и наставления только добьют его и без того хрупкую психику, что у нас в церковной среде случается нередко.

И что же делать? Больному — пережить болезнь с помощью врачей и внимательных близких. А тем, кто справился, научиться встречать во всеоружии хворь, которая любит возвращаться.

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter