3 истории о том, как белорусы борются с культом потребления

Не делайте из вещей культа

Наступление эпохи общества самого массового в истории потребления еще на заре XX столетия предрек американский социолог Торстейн Веблен, а в 1920–е окончательно ввел в обиход соответствующий термин немецкий философ Эрих Фромм. В наши дни это, увы, уже данность. Сейчас за год используется столько возобновляемых ресурсов (не говоря уже о невосполнимых), сколько Земля способна восстановить лишь через полтора года. И дело здесь не в росте населения — в потреблении сверх всякой меры. Неудивительно, что находится все больше инициативных людей, призывающих ради общего светлого будущего задуматься, так ли уж много нам надо в повседневной жизни. Если на Западе они уже давно объединяются в группы «по интересам», то в Беларуси это пока смелые одиночки. Корреспондент «СБ» встретился с тремя оригиналами, которые своим примером доказывают, что и в XXI веке можно замечательно обходиться без отдельных благ цивилизации и уж точно не превращать свою жизнь в одну сплошную погоню за ними.

Без холодильника и телевизора

Елена Майсюк принципиально не отслеживает последние веяния моды и научилась жить не то что без микроволновки, посудомоечной машины, телевизора, но даже без... холодильника. Впрочем, несмотря на то что от мобильного телефона она не отказывается, встретиться с ней оказалось непростой задачей — из родного Гродно в Минск по делам девушка добиралась автостопом. И это тоже личный выбор Лены, некогда заядлой автомобилистки, поменявшей три машины: «Так я и путешествую — буквально несколько месяцев назад с товарищами отправилась автостопом в Турцию. На мой взгляд, это гораздо интереснее, чем ехать куда–то по турпутевке за большие деньги и ходить потом со стандартными экскурсиями по избитым местам».

Елена Майсюк.

Глядя на вполне стильно одетую Лену, достающую к тому же планшет, чтобы проверить электронную почту, поначалу даже не верится, что она из тех, кто не хочет «жить ради потребления». Улыбаясь, девушка уточняет: планшет купила только потому, что во время многочисленных путешествий им гораздо удобнее пользоваться, чем ноутбуком. Смартфон, получается, отчасти дублировал функции, поэтому Лена подарила «умный» телефон подруге, а себе взяла кнопочный — просто для связи. «Зачем захламлять свою жизнь ненужными вещами?» — это ее позиция:

— На Земле создано так много благ, что мы не успеваем ими пользоваться, но создаем все новые, зачастую менее качественные — и все равно не пользуемся. Думаю, это проблема не только общества потребления, но и нездорового собственничества. Я однозначно уверена, что мы пришли на Землю отнюдь не за вещами — это не более чем инструменты для достижения гармонии и счастья. Из своего опыта могу сказать, что самое сложное — сломать привычный стереотип, мол, «это тебе просто жизненно необходимо!».

Одна из первых таких «ломок» случилась, когда на новой съемной квартире не оказалось телевизора. Поначалу его заменял экран монитора благодаря подключенному к компьютеру ТВ–тюнеру, а потом в насыщенной жизни начало оставаться все меньше времени для просмотра программ — и этот пункт отпал за ненадобностью. Когда в очередном съемном жилье не оказалось холодильника, Лене по старой привычке захотелось немедленно его купить, хотя бы подержанный. Но продавец в последний момент передумал, а жизнь опять так завертелась, что вскоре Елена поняла — и это ей абсолютно не нужно: «Замороженные продукты стала выставлять на балкон, а все остальное — в шкафчик под подоконником на кухне. За чем–то скоропортящимся всегда можно сходить в магазин неподалеку. Знаете, я благодарна тому человеку, который мне не продал холодильник, — он освободил меня от стереотипов!»

КСТАТИ

Примерно в 1990–е на Западе окончательно оформилась совсем уж радикальная группа борцов с потреблением — «фриганы». В свалках, мусорных контейнерах они ищут пригодную для употребления пищу. Причем, чтобы быть фриганом, вовсе не обязательно придерживаться строгой овощной диеты. Достаточно лишь твердо верить в то, что слегка залежалые фрукты или овощи, равно как чуть почерствевший хлеб или обильные остатки еды после вечеринки, не должны просто отправляться в утиль, когда в их производство вложено столько ресурсов. Кстати, согласно данным ООН, в мире ежегодно выбрасывается пищи на 1 трлн. долларов.


Без мобильного

Тем временем известный психолог Леонид Левит своим примером разрушает другой популярный шаблон, дескать, в современном мире всегда нужно быть на связи, а телефоны, особенно смартфоны, — обязательная маленькая вселенная, где проходит вся наша жизнь. Леонид Зигфридович в противовес этому общаться предпочитает либо по электронной почте, либо вовсе по старинке, по городскому телефону. И тот в часы раздумий над докторской диссертацией без сожалений выключает, да и вообще, звонит не больше 1 — 2 раз в день. Проблема в том, что очень часто разговоры по телефону скатываются к пустой болтовне, считает Леонид Левит:

— Я не являюсь принципиальным противником мобильника, как и других технических новшеств. Вопрос в том, для чего они используются. На некоторых работах мобильник действительно полезен и даже необходим. Моя профессия психолога не является «экстренной», поэтому в постоянном наличии трубки нет нужды. Большинство людей на самом деле просто заполняют так свое время: 90% пустопорожней болтовни по мобильникам напоминают погоню собаки за собственным хвостом. Это суррогат настоящего глубокого общения «глаза в глаза». Яркий экран мобильника подобен разноцветным бусам, на которые велись туземцы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ведущий курсов практической психологии, кандидат психологических наук, доцент Леонид Левит:

— Я готовлю к защите докторскую диссертацию по психологии счастья и хотел бы привести на данную тему простой пример. За последние 60 лет в США уровень материального благополучия вырос в несколько раз, однако уровень счастья, согласно опросам, не изменился, в то время как уровень несчастья — количество депрессий — увеличился в десять раз. Акцент на все растущем потреблении благ ведет в тупик, но слезть с этой иглы человечеству при его нынешнем уровне развития и господствующих материальных ценностях не по силам. Ведь счастье выглядит таким легкодостижимым... Как показывает мой опыт психолога, большинство людей предпочитают путь наименьшего сопротивления и озабочены в первую очередь материальным. Это низкий, по сути, «полуживотный» уровень существования, который человечеством в целом будет преодолен не скоро. А ведь достаточно правильно расставлять приоритеты: духовное важнее, чем материальное, особенно в долгосрочной перспективе. Я, например, получаю настоящее удовольствие от творческого труда и связанных с ним достижений, для меня важнее самореализация, а не количество материальных благ. Также я стараюсь максимально очистить жизнь от надуманных дел и псевдообязанностей, чтобы освободить время и энергию для главного. Этот путь связан с самосовершенствованием и приложением ежедневных усилий, поэтому вряд ли будет выбран большинством, гоняющимся за простыми и быстрыми удовольствиями, поверхностным общением. Зато такой образ жизни позволяет закрыть многие вопросы, терзающие человека в современном потребительском обществе: проживание не своей жизни, глубинное ощущение неудовлетворенности, пустоты и бессмысленности существования, нарастающее привыкание к удовольствиям и погоня за все новыми.

Леонид Левит.

Без симки

Расширение сферы общения, создание за счет интернета нового информационного пространства и возможности быть онлайн 24 часа в сутки, — кстати, еще одна приписываемая обществу потребления черта. Ограничить ее вторжение в собственную жизнь можно по–разному — радикально отказаться от мобильного телефона в принципе либо продолжить им пользоваться просто без симки. Именно второй вариант выбрал фрилансер Андрей Кошкин, осознавший, что общение по телефону занимает у него слишком много времени:

— Живое общение мне куда приятнее. С детства нас приучают к тому, что телефон — это совершенно необходимая вещь. А моя жизнь, наоборот, без него улучшилась: нет постоянных звонков, многие из которые делаются лишь для убийства времени и тебя отвлекают. В итоге я стал куда спокойнее, когда вышел из постоянного «режима ожидания». Смартфон превратился для меня в маленький переносной компьютер, позволяющий выйти в интернет, передать или получить какие–либо файлы. Чтобы договориться о встрече или просто пообщаться, использую домашний интернет, если дело срочное — могу подключиться к Wi–Fi с телефона в городе. И, поверьте, никаких проблем!

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 42 (24672). Четверг, 5 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter