Не частное дело

В советской печати была популярна рубрика «Газета выступила, что сделано?». А в старых учебниках писали: «Критика — это хлеб журналиста»...
В советской печати была популярна рубрика «Газета выступила, что сделано?». А в старых учебниках писали: «Критика — это хлеб журналиста». Конечно, можно поиронизировать, мол, стрелы публицистов, даже те, которые были густо смазаны ядом сатиры, летели всегда по строго очерченной траектории. Критиковались лишь «отдельные недостатки», мелочи жизни: захламленные дворы, затратные «тропические» окна, нерадивость местных чиновников, неграмотный подбор посевных культур и т.д. Критика зачастую выглядела забавно. Порой искусственно. Например, один видный фельетонист в лучшие годы застоя обрушился всей мощью своего таланта на огромные стекла в домах. И даже прикинул на бумаге, во сколько обходятся «тропические» окна государству. Получилось прилично, но комично. Потому что на фоне установленных союзным Совмином расценок (4 копейки за киловатт–час энергии) выкладки автора напоминали пар, выпущенный прямо в небо.

И все же...

Критика, пусть и местная, частная и порой не в меру корректная, делала дело. Когда формально, а когда и реально. Сегодня «острый ракурс» также популярен. Хоть времена партийной журналистики накрылись поволокой и «мельчить» в прессе в общем–то не модно. Почему же актуальность жанра сохранилась? Да, пожалуй, оттого, что состояние дома, в котором ты живешь, завода, на котором работаешь, и улицы, на которой гуляют твои дети, скребут душу не меньше, чем рост ВВП и «показатели отраслевой рентабельности», о которых так много говорят и пишут в газетах. А кроме того, мозаика состоит из кусочков...

Материал «Картонный домик», опубликованный в «СБ» 29 ноября 2006 года, по форме был «критическим выступлением в печати». В репортаже, напомним, речь шла о деревне Раевка Молодечненского района. А конкретнее — об обитателях дома N 16а по ул. Ленина. Три года люди живут без горячей воды. Столбик комнатного термометра зимой не поднимается выше 16 градусов. Стены затянулись сыростью...

Итак, «газета выступила, что сделано?». Вот два письма из инстанций. Процитируем фрагменты первого за подписью гендиректора Минского областного управления жилищно–коммунального хозяйства А.Журавского.

«Комиссией МРУП «Чистинское ЖКХ» установлено, что в квартирах верхнего этажа дома имеются старые следы сырости, образовавшиеся в результате протекания кровли. В настоящее время кровля отремонтирована.

Для нормализации температурного режима в квартирах и устранения причин образования сырости МРУП «Чистинское ЖКХ» в декабре 2006 года выполнены работы по промывке системы отопления, герметизации примыканий козырьков балконов к кровле, восстановлению труб водоотводящих устройств, восстановлению системы отопления в подъезде.

Работы по подключению полотенцесушителей в ванных комнатах к системе отопления и установка дополнительной двери в тамбуре подъезда будут выполнены в I квартале 2007 года».

...Жанна Владыко из квартиры N 13, которой я позвонил из Минска, факты и намерения из письма А.Журавского подтвердила. Более того, рассказала, что после выхода статьи в «СБ» местная коммунальная служба принялась с усердием исправлять недостатки. Вторые двери в подъезде, пусть и не новые, уже поставили. Полотенцесушилки в ванных (в сырой квартире белье само не сохнет) сделали. Быт стал чуть комфортнее, уютнее... Приятно. Правда, возникает вопрос: почему спохватились, когда «газета выступила»? Неужто раньше нельзя было? Но вопрос, понятно, риторический...

Что же касается горячего водоснабжения в описываемом доме (и в других зданиях Раевки), то, как сообщается в письме Журавского, оно во время строительства новой теплотрассы «не предусматривалось». Далее: «Вопрос внедрения социальных стандартов по обеспечению населения горячей водой возможно решить путем установки индивидуальных водонагревателей за счет средств жильцов». Как указывалось в статье «Картонный домик», стоит один автономный прибор около 100 долларов. Сумма для семьи со средними заработками подъемная. Но в Раевке люди получают по 250 — 300 тысяч. 100 долларов — большие деньги! Как на них разжиться? Это уже вопрос не к коммунальникам, а к местной власти. Что сделано для повышения благосостояния в поселке?

Вот фрагмент из ответа председателя Молодечненского райисполкома С.Касабуцкого. «На находящемся на территории д. Раевка филиале «Раевка» ПТЧУП «Белнационалсервис» со среднесписочной численностью работающих (на 1.12.2006 г.) 73 чел. — 52 чел. являются жителями д. Раевка. Количество безработных в д. Раевка на 1.01.2007 г. — 11 человек (из них 10 женщин) против 43 человек на начало года.

Ситуация в д. Раевка остается на контроле в райисполкоме».

Здесь, полагаю, нужны комментарии. Безусловно, каждый трудоустроенный сельчанин искренне говорит местной власти спасибо. Каждое доброе дело, уверен, не остается незамеченным. Но ряд вопросов, поставленных в «Картонном домике», остался без ответов. К примеру, стало ли транспортное сообщение Раевки с окольным миром лучше (если нет, то по каким причинам)? Далее. Немного арифметики. В поселке живут 662 человека. Пенсионеров из них 131. На фабрике, по данным райисполкома, работают 52 раевца. Несколько человек занято в местном соцкультбыте. Безработных — 11. А чем занимаются остальные сотни людей? Думаю, в исполкоме в курсе, что они мотаются на заработки к предпринимателям за 7 — 10 — 15 километров. Что сделано для того, чтобы привлечь в Раевку бизнес, развить здесь предпринимательскую активность и создать новые рабочие места? Это уже совсем нечастный вопрос.

То, что ситуация «остается на контроле», в общем–то приятно. Но эта формулировка сегодня уже выглядит анахронизмом (рядом с такими же неуклюжими конструкциями, как «поступательное движение», «положительная динамика» etc.). Нынешняя реальность предпочитает конкретное и вполне современное мышление. И конкретные действия...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter