Не бойся сказки...

Своего ребенка к литературе я начала приобщать с пеленочного возраста...

«А на загладку — «пупки Кощея»


Своего ребенка к литературе я начала приобщать с пеленочного возраста. С удовольствием, предвкушая возвращение в детство, недавно достала и свои любимые книжки, для которых мы уже «созрели». И вот тут–то я поняла: не мешало бы сначала перечитать то, чем собираешься порадовать малыша. Итак, сборник сказок русских писателей «Городок в табакерке». Тут и Пушкин, и Бианки, и Ершов. А еще А.М.Ремизов с шедевром «Зайка». Я уже приготовилась к рассказу о ком–то длинноухом и пушистом, ан нет. Зайка — некто женского пола в платье и с косичкой. Ела на обед «зайца жареного да козу паленую, а на загладку — «пупки Кощея». Непривычный рацион. И приятели у нее были странные: «гадкий Зародыш, Барабанья Шкурка, Чучело–Чумичело, Кучерище и его сын Васютка». Страшно подумать, кто эти существа! И ребенку объяснить. А потом появились жоги Артамошка с Епифашкой, любители угощать друг дружку «мордой об стол». Тот же автор порадовал продолжением, которое людям с расшатанной психикой читать не стоит, — «К морю–океану» называется. Состоит из главок с названиями «Колокольный мертвец», «Задушницы», «Нежит», «Упырь». Вообще эта часть — готовый сценарий для фильма ужасов. Суть в том, что некая царевна Чучелка дожидается своего жениха Коструба. Вот как–то ночью он и приехал. Правда, мертвый. И привез невесту на кладбище, дескать, прыгай, милая, в могилку. А она почему–то заупрямилась и убежала в одинокую избу. Там свет хоть и горел, да на лавке мертвец лежал. Потом он зашевелился и открыл двери «гостям». «Целовал царевич царевну, и с каждым поцелуем теплая кровка текла в его холодные синие жилы. Мертвецы разлетелись по темным могилам и там облизывали красные губы». Как говорится, без комментариев.


Беру в руки новенькое издание «Русские сказки о природе» Алексея Толстого. Сказки, прямо скажем, оригинальные. Подошел козел к тыну, разбежался и ударил головой, рог и отлетел. А потом еще и на тын этот злосчастный кинулся, да и повис. А какие–то сердобольные бабы сняли козла да отлупили. «Смехота, да и только». Да уж, смешно. Гуманное отношение к животному, пусть и глупому. Или вот еще — «Сова и кот». Улетела как–то белая сова ночью в лес — мышей половить и яиц напиться. А в дупле семь совят остались. Мимо шел дикий кот, залез и съел их. Лег в дупле и заснул. А тут мать вернулась и спрашивает у него, почему усы в крови. Кот отмазался: мол, рану лизал. А глаза почему горят? Обняла его сова и глаза выпила. Клюв вытерла и закричала: «Совят! Семь, семь. Совят. Кот съел». Вендетта, так сказать. Вроде бы и птицу можно понять, но стоит ли узнавать подобные законы жизни четырехлетнему ребенку?


Добренькие, вы наши...


Недавно подруга поделилась изданием, купленным в России. Называется красочная книжечка «Самые добрые в мире». На обложке трое жизнерадостных детишек с коробочками, лопатой и чемоданом бодрым шагом куда–то направляются. Скучающая девочка Эстер нашла дохлого шмеля и решила вырыть ему могилку. На полянке ей в голову приходит гениальная мысль: в мире полно покойников. Ну там птичек, рыбок всяких. «К сожалению, нам попалось совсем не так много покойников, как мы надеялись». После похорон крота дети посчитали, что они самые добрые в мире. И открыли собственную фирму под названием ОАО «В добрый путь». Обзванивали соседей в поисках работы и брали деньги за оказание ритуальных услуг. Их клиентами стали хомячок Нуффе, зарубленный по причине старости петух, селедки из холодильника. Но зачинщица всего этого безобразия, циничная девочка Эстер, злилась: ей не нравилось хоронить всякую мелкоту. Она мечтала о крупномасштабной церемонии прощания с кабаном. Потом детки рыскали по улицам в поисках жертв ДТП. Апофеозом этого бреда оказалось тело зайца Фердинанда Аксельссона. Вокруг него чудовищная девочка кружилась от счастья в танце. Творение заканчивается фразой: «На следующий день у нас было много других дел». Видимо, сей шедевр призван ввести юных читателей в курс дела, что в мире есть не только жизнь, но и смерть. Но решать такой деликатный вопрос с подобным цинизмом? Хотя, возможно, в Швеции, где живут авторы книги, к этике и воспитанию относятся не так, как у нас?


Хотите хеппи–энд? Нате!


Есть еще одна любопытная тенденция. Классические сказки меняют свой конец. К примеру, недавно купила племяннику несколько красочных книжек. Дойдя до сцены поедания колобка лисой, ничего подобного не обнаружила. Не ела рыжая хитрое хлебобулочное изделие. Оно убежало и от нее. Сказка о волке и семерых козлятах оборвалась на том месте, когда волк бесславно удрал, даже не попытавшись зайти в домик. Финал удивил и в произведении про слишком разговорчивую девочку в красной шапочке. Бабушку волк не стал глотать — та спряталась в шкафу, а добросердечная девочка после расправы над серым зашила ему вспоротое брюхо. Кстати, во многих сказках со счастливым концом хватало страшных моментов, которые позднее вычеркнули российские издатели. Может быть, и к лучшему. К примеру, мачеха Золушки так желала счастья дочкам, что отрубила кусок пятки одной и пальцы другой, чтобы ноги влезли в туфельку. Спящая Красавица просыпается и узнает, что во время коматозного сна стала мамой двух прелестных детей. А злобная мачеха из сказок о Белоснежке танцует до смерти в раскаленных железных башмаках.


Получается, одни сказки переполнены глупостью и кровью, а другие чересчур белые и пушистые. Думается, здесь не мешало бы применить правило золотой середины. Безусловно, опустить ненужные подробности вроде отрубленных пальцев можно. Но не стоит впадать в крайности, стараясь убрать с концами все проявления жестокости в детской литературе. Приглаживать до состояния бессмысленности не стоит. Ведь именно из сказок ребенок усваивает нехитрые правила, которые помогут ему избежать опасностей мира реального: не разговаривать с незнакомцами, как Красная Шапочка, не открывать двери всяким зубастым волкам, быть осторожным при встрече с виду ласковыми людьми, вроде лисы.


Комментарий


Детский психолог Ольга Зяблева:


— Сказки — не просто отличный способ развлечь ребенка. Это еще и весьма эффективная психотерапия. С их помощью решаются психологические проблемы малышей, корректируется поведение. Ведь классические сказки представляют собой доступный язык символов, воздействующих на подсознательном, интуитивном уровне. Ассоциируя себя с плохими персонажами, дети проигрывают негативные роли, чувства. Это помогает им понять, что, совершив дурной поступок, они вовсе не останутся плохими. Малыш получает представление о женском и мужском типах поведения. Ребенок учится преодолевать ту или иную сложную ситуацию. В жизни может случиться так, что придется действовать, когда близких людей, мамы или папы, не окажется рядом. А главный герой сказок редко бывает пассивным, он начинает бороться со злом всяческими способами. Малыш проживает опасные и пугающие ситуации вместе с положительным персонажем и выходит из них победителем. Что влияет на самооценку ребенка, нивелирует скрытые страхи. Дети учатся сопереживанию, различным эмоциям. И, как правило, победа добра придает уверенности, что и в реальной жизни после черной полосы обязательно наступит белая.


Так называемые страшные сказки тоже имеют право на существование, и я категорически против переписывания сюжетов и концовок. Ведь малыш должен знать, что в мире существуют зло, жестокость, ненависть. И родители обязаны подготовить ребенка к вступлению в сложный и неоднозначный мир. Но всего действительно должно быть в меру. Чересчур непонятные и жестокие произведения читать не стоит. Добро, любовь, смелость все равно призваны побеждать. Просто подбирайте сказки, соответствующие возрасту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter