Не бойся и не проси

По поводу очень модного в начале XX в. писателя Л.Андреева Л.Толстой как–то сказал: «Он пугает, а мне не страшно». Очень уместные для нашей ситуации слова... Мнения: оглядываясь на январь

По поводу очень модного в начале XX в. писателя Л.Андреева Л.Толстой как–то сказал: «Он пугает, а мне не страшно». Очень уместные для нашей ситуации слова...


Прозвучавшие в течение января грозные заявления из Брюсселя, Страсбурга, Берлина, Варшавы о грядущих санкциях против Беларуси, разумеется, не могут оставить нас безразличными. Как к ним относиться? Сразу замечу, что «категорические предупреждения» в наш адрес  звучат далеко не в первый раз. Напомню хотя бы заявления почти двухлетней давности комиссара Евросоюза по внешним связям Б.Ферреро–Вальднер и главы МИДа председательствовавшей тогда в ЕС Чехии К.Шварценберга о том, что в случае непринятия условий западного альянса Беларусь «окажется вне европейского контекста». Вот только не понятно, как можно исключить из «контекста» страну, расположенную в центре Европы.


Тем не менее многие сегодня задаются вопросами, насколько серьезно возможные санкции могут повлиять на белорусскую экономику, власть и общество? В какой мере они будут проводиться в жизнь всеми государствами Евросоюза? Каковы нынешние реальные экономические и политические ресурсы ЕС для осуществления санкций? Проявят ли члены Евросоюза консолидированную волю, дабы достичь тех целей, которые провозглашают инициаторы введения жестких мер против нашей страны? На все эти вопросы я ответил бы отрицательно. И поясню почему.


Как это ни банально звучит, в Европе сегодня полно собственных проблем. И экономических, и политических.


Разразившийся в 2008 г. и продолжающийся до сих пор глобальный финансово–экономический кризис очень сильно подорвал позиции Евросоюза — наиболее масштабного и амбициозного интеграционного проекта XX и XXI вв. По ЕС он ударил так сказать «дуплетом». И непосредственно, и как катализатор, во многом обостривший внутренний институциональный кризис. Есть более чем достаточные основания для вывода известного российского ученого Ю.Борко, что и «предстоящее десятилетие будет для ЕС трудным испытанием». Ведь состояние экономики 9 государств союза (т.е. трети от общего числа стран–членов) специалисты определяют в таких терминах, как «отчаянное», «критическое» и «опасное», а для 6 (Греции, Латвии, Румынии, Венгрии, Португалии, Ирландии) — реальной остается перспектива государственного дефолта. Уместно напомнить, что у опасной черты не только «новички». Ирландия находится в ЕС уже более 38 лет, Греция — без малого 30 лет, Португалия — почти 25 лет...


Грозные тучи сгустились и над самым ярким символом успеха европейской интеграции — единой валютой. Как показал Давосский форум, перспектива развала зоны евро до сих пор кажется вполне реальной...


Слабо верится, что переживающие такие основательные финансово–экономические потрясения страны в ЕС будут проявлять примерное рвение, чтобы экономически «наказать» Беларусь.


Далеко не безоблачна и политическая жизнь союза. Масштабные и острые проблемы переживает ныне Евросоюз и в политической сфере. Напомню слова обычно не склонного впадать в уныние экс–председателя Еврокомиссии Р.Проди о том, что «многие страны совершенно утратили чувство локтя, теряется и дух европейской солидарности...» Причина тому — преждевременный прием в ЕС в 2004 — 2007 гг. большой группы неподготовленных к этому в необходимой мере стран. Прогнозируется дальнейшее ослабление «стабильности в ЕС», нарастание «евроскептицизма среди политиков»...


На это накладывается эскалация политической напряженности в опекаемых Западом Албании, где после недавнего внутриполитического конфликта замаячила угроза гражданской войны, и Косово, в котором, по имеющимся у юристов ОБСЕ данным, нынешний премьер–министр оказался «по совместительству» лидером крупной международной криминальной организации.


Дальше — больше. Очередными и очень крупномасштабными проблемами для Запада обернутся социально–политические потрясения, уже наблюдающиеся в ряде арабских стран — членов патронируемого Евросоюзом Средиземноморского союза. И надеяться, как это делают некоторые западные лидеры, на то, что поднявшиеся «арабские улицы» приведут к власти прозападные светские силы, — значит проявлять такую политическую слепоту, по сравнению с которой персонажи знаменитой картины П.Брейгеля Старшего — всего лишь слабовидящие.


Итак, весь набор вставших перед Западом во весь рост проблем вряд ли сделает вероятные санкции против Беларуси действенными. Попутно замечу, что «точки» начавшегося в мире экономического роста — не на Западе, а в странах группы БРИК (т.е. в КНР, Индии, Бразилии и России). Соответственно этому растет и их политическая роль. Чем Беларусь имеет хорошие шансы воспользоваться. Впрочем, отношения с Европой для нас тоже очень важны. Но они, как не раз подчеркивалось, должны строиться на взаимном уважении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter