Календарь и традиции

Не берись лапти плести, не надравши лыка

Ну вот — лето побежало с горки вниз. Так что не пропускаем ни одного солнечного денечка, вбираем, впитываем в себя все краски июля. В традиционном народном календаре следующую неделю открывает Андрей–налива (17 июля), получивший такое прозвание оттого, что именно в это время наливается рожь.


18 июля — Афанасий Афонский. Считалось, он как раз и помогает набирать силу, созревать и выспевать всему посаженному и посеянному на полях. По наблюдениям, если на Афанасия солнце на исходе дня слегка играет, переливается разными цветами — это к доброму урожаю.

Ко второй половине июля отцветает липа и запас ароматного, лечебного липового цвета уже насушен. А вот лыко драть — как раз самое время. Да, в прежние времена липа не только радовала своим чудесным цветением, обеспечивала своеобразным сырьем для целебного липового меда, но и обувала наших небогатых предков. Липовое лыко — прекрасный материал для плетения лаптей, хотя использовали также бересту, лозовое лыко. Но липовое считалось лучшим. Правда, служила такая обувка недолго — недели две–три. Затем подошвы лаптей ремонтировали — подплетались пенькой или плотной кожей. Кстати, лапти различались по технологии и виду плетения, по форме и узору. Наиболее «прыстойна» выглядели лапти с глубокими круглыми носами, высокими бортами и едва заметными петлями для ремешков. На протяжении веков лапти оставались незаменимой обувью для крестьян. В ней было удобно и при работе в поле, и на покосе осоки в слегка болотистых низинах, когда влага проникает в обувь и свободно из нее уходит.

Однако лапти имели не только практическое, но и обрядовое значение. Причем особые свойства приписывались старым, изношенным лаптям. Такую «бывалую» обувь нельзя было бросить лишь бы где, ее обязательно несли в дом. Старые лапти вывешивали на хозяйственных строениях — чтобы поспособствовать плодовитости домашних животных и птицы. Высохшие лапти поджигали и дымом окуривали коров после отела: верили, это придаст здоровья молодняку и поможет увеличить надои молока. Переезжая в новую хату, в старом лапте перевозили «дамавiка» из прежнего жилища. Старые лапти приносились «як ахвяра–дань» русалкам и «вадзянiку» в начале купального сезона. Лапоть встречается и в свадебной обрядности: девушки бросали свои лапоточки в возок невесты, когда та отъезжала к венцу, — считалось, это поможет подругам невесты также не засидеться в девках. Здесь лапти отыгрывали роль следа, который прокладывает дорогу в желанную замужнюю жизнь.

20 июля — день Евдокии («Аўдокi»). Существовало поверье, что когда Евдокия гневается, то может нагнать сильные дожди и ветры, что в период сенокоса совсем нежелательно. Но другие святые (Кузьма, Демьян, Антон, Федор, Афанасий) трудолюбивым косарям обязательно подсобят в такое горячее время. Кстати, в Беларуси сложился целый цикл песен «пры касьбе» («касарскiх, касецкiх»).

21 июля — день явления иконы Казанской Божией Матери, называемый в народе — Казанская. На юге Беларуси при хорошей погоде выборочно уже можно начинать жатву. Но на саму Казанскую обычно не работали: опасались, что за этим последует наказание от природы — буря, град, грозы с молниями.

Тут как раз к месту вспомнить народное название созвездия Орион — «Касары, Косар, Косы, Касцы, Матавiла». Пояс Ориона — три не очень яркие звездочки, расположившиеся недалеко друг от друга по прямой вытянутой линии, напоминают цепочку косцов на лугу.

Кроме лаптей, летом незаменим брыль — мужской головной убор, сплетенный из соломы, лозы, камыша. Наибольшей популярностью пользовался «саламяны брыль». Для его изготовления требовалось настоящее мастерство: из 4 — 8 соломинок, чаще ржаных, сплетали плоскую ленточку с гладкими или зубчатыми краями, которую плотно укладывали по спирали и прошивали суровыми нитками или конским волосом, формируя поля и верх. Верх делали округлым или с заломом. Брыль носили и в будни («каб у галаву не напякло»), и в праздники. Праздничный брыль наши «фацэтныя кавалеры» обвязывали яркой лентой, за которую для пущего форсу втыкали живой или искусственный цветок. Мужчины старшего поколения рассказывали, что эта самая лента служила «добрым сховiшчам» для заначки, которую утаивали «ад жонкi» на поход в корчму.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter