«Назад в СССР»

На   молодежном театральном форуме «Март-контакт-2009» белорусские театры остались без наград

Именно   так   называется   спектакль,   получивший Гран-при   на   Международном   молодежном театральном   форуме   «Март-контакт-2009»   в   Могилеве.   Белорусские   театры   остались   без   наград.   Почему?

В нынешнем форуме, как всегда приуроченном к Международному дню театра, приняли участие 11 коллективов из 5 стран и множество компетентных гостей. На сей раз организаторы фестиваля – Могилевский областной исполнительный комитет и облдрамтеатр – отказались от жюри и распределения призов. Обладателя единственной награды должны были определить по итогам зрительского голосования и свободного мнения критиков.

Четвертый день фестиваля принес потрясение. Из Казахстана приехал независимый театр АРТиШОК со спектаклем «Назад в СССР». Три актрисы вместе со своим режиссером уже объехали всю Европу и получили множество наград. Они показали сценическую историю с помощью актерской импровизации о радостях, бытии и комплексах поколения, у которого было советское детство. Это скорее даже не спектакль, а игра со зрительным залом, в которой старшие вспоминают и умиляются, младшие узнают и удивляются, а все вместе по-доброму смеются. С прошлым прощаются весело, без агрессии и злости, без обвинений и морализирования. В духе блюза или джазовой композиции, без насмешки над символами эпохи. Очень точный в деталях, добрый взгляд в свое детство исполнен так, что вызывает смех, слезы и шок.

Могли бы сегодня в Беларуси сделать такой спектакль? Думаю, что нет. Не мог появиться на отечественной сцене и такой спектакль, который показал Екатеринбургский ТЮЗ, — «Человек-подушка». Он тоже о том, как влияет детство на взрослую жизнь. Только он жестокий, безжалостный, абсурдный, философски напряженный. Как говорили потом многие зрители, нужна смелость, чтобы показывать такое. И нужна хорошо подготовленная публика, чтобы понять, разобраться и оценить такое. В Могилеве она есть.

Известное произведение «Завтра была война» привезли из Смоленска. Точнее, эту работу можно было бы назвать по теме школьного сочинения, написанной на доске: «Лишние люди». Здесь тоже тема молодого поколения и его готовности к испытаниям взрослой жизни. С точки зрения мастерства спектакль очень архаический по форме. Однако молодые артисты так прочувствовали патриотизм и веру предвоенного поколения, так углубились в жизненную правду прекрасной литературы Бориса Васильева, — так эмоционально об этом рассказали, что зрительный зал плакал, не стесняясь.

Сделать такой спектакль в Беларуси из нескольких школьных парт, искусственных цветов, граненых стаканов, популярных песен советского времени мы вполне можем. Но вряд ли обойдемся без морализирования и сможем передать с помощью наших актеров детскую наивность и чистоту помыслов, которые так подкупили в спектакле из Смоленска.

Затем пошли спектакли, которые заставили думать, есть ли диалог у театрального искусства со своими зрителями и нужен ли театр обществу сегодня. В Беларуси сейчас это очень актуальная тема. Смена позиций скоро покажет, пойдем ли мы вперед к новым открытиям или вернемся назад в СССР.

В ярком омском спектакле «От красной крысы до зеленой звезды» зритель словно поднимается на лифте от крысиного подвала на крышу многоэтажного дома и дальше к Космосу. В распахнутом пространстве сцены рассказываются скупые и всеми узнаваемые человеческие истории, вполне «многоэтажные». Завидуешь сибирякам, которые имеют талантливого режиссера с литовскими корнями и театральной школой, выдающегося российского мастера Петра Фоменко. Наверное, такой спектакль нескоро появится в Беларуси. А мог бы.

Закрывался фестиваль спектаклем из Витебска «Домой». Эта работа режиссера Виталия Барковского шла к сердцам и умам зрителей своим трудным путем. Спектакль словно застрял в лифте между этажами, не зная, спускаться к началу или рваться вверх. Крик в его названии «Домой» означал не только обращение к нашим соотечественникам, кто оказался на чужбине, мечется там и погибает. Чувство Дома в высоком смысле очень патриотично. Из-за нее, любви к своему Дому (как в спектакле «От красной крысы до зеленой звезды»), хочется подняться на крышу и глянуть на окружающий мир с этой высоты. Но совсем не хочется спускаться в подвал к крысам (или барсукам, как это произошло в московском спектакле «Зверь»). Москвичи откровенно разочаровали. К тому же руководитель театра – режиссер – не стал скрывать своего скандального характера, когда услышал критику.

Мастер-классы и мастерская молодой режиссуры, обсуждение на конференции взглядов на белорусский театр из Польши, Германии, Украины, России явились ценным смысловым наполнением форума. Отрадно, что Могилевское управление культуры настроено не сдавать позиций и продолжать поддерживать фестивали в Бобруйске и Могилеве. «Во время кризиса музы молчать не должны», — подвел итог директор могилевского театра Андрей Новиков, который научился тепло, весело, комфортно принимать гостей и участников форума.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter