Найти там, где теряем

Почему раздельный сбор бытовых отходов до сих пор остается на уровне идеи?

Почему раздельный сбор бытовых отходов до сих пор остается на уровне идеи?

Недавно в “НГ” пришло вот такое электронное сообщение. “Две недели контейнеры для раздельного сбора мусора стоят возле подъезда, словно снеговики. А вокруг них пакеты с бутылками и бумагой, — пишет Ирина Павловна из Минска. — Я понимаю, что смешанные отходы — это мусор, а разделенные — вторичное сырье, понимаю, что мы должны заботиться об экологии. Поэтому приучаю детей складывать в отдельные пакеты бутылки из-под напитков, бумажную тару, вплоть до чайных упаковок, стеклянные бутылки и банки.

И они делают это. Но когда мои мальчишки  видят, что никто не забирает отходы, то спрашивают: “Почему?”. И я не знаю, что им ответить”.

Когда график сдвигается?

Поскольку наша читательница живет на улице Руссиянова, то мы начали искать ответ на ее вопрос в ЖРЭО Первомайского района столицы. Начальник отдела благоустройства и санитарного состояния жилого фонда Тамара Сенажацкая уточнила, что контейнеры стояли полными неделю. И связано это было с тем, что из-за погодных условий транспорт был в ремонте. А до этого приезжала машина, но не могла добраться до контейнеров из-за личного автотранспорта. “Но завтра все уберем”, — заверила Тамара Николаевна. И действительно, контейнеры в назначенный день были пусты. А в принципе желтые контейнеры чистят раз в неделю, в среду или четверг. Но по требованию жильцов или ЖЭСа специальный мусоровоз приедет и в другой день.

В последнее время проблеме раздельного сбора и переработки коммунальных отходов в нашей стране уделяется большое внимание. Принят ряд документов, в том числе и государственная программа. В столице в этом плане переломным стал 2011 год. Для раздельного сбора коммунальных отходов были установлены специальные контейнеры — почти 11 тысяч. Но эти зеленые красавцы появились в основном в центре. А в спальных районах в большинстве стоят желтые (для раздельного сбора в смешанном виде) с надписью “Пластмасса, бумага, стекло”. Туда, кстати, пока можно бросать и жестяные банки.

В Первомайском районе столицы их насчитывается 749. Но, как утверждают специалисты, не все жители умеют (или не желают) ими правильно пользоваться. Некоторые, например, считают, что нет никакой разницы между желтым контейнером и серым, в который мы отправляем свои пакеты с отходами через мусоропровод.

Уважайте труд сортировщиц!

В Швеции, где перерабатывается  95 процентов бытовых отходов, можно получить штраф за выброшенный в контейнер невымытый пакет от молока. От нас таких “сверхусилий” пока не требуют. Но, к слову, ничего и не разъясняют. Почему бы на тех же контейнерах не поместить основные правила для жильцов? Я, к примеру, выбрасывала в контейнер пластмассовые бутылки с завернутыми крышками. И лишь в УП “Экорес” (туда привозят содержимое  желтых емкостей) узнала, что так делать не надо.

Начальник производственно-технического отдела Инна Савелова отметила, что ПЭТ-бутылки распределяют по цветам, самая дорогостоящая, к слову, белая. На сортировочных линиях работают в основном женщины, и им непросто откручивать залипшие пробки. А это нужно сделать прежде, чем отправить ПЭТ-бутылки на участок перфорации и спрессовать в большие тюки — в таком виде они поступают на перерабатывающие предприятия.

Работницам приходится извлекать из отходов тяжелые автомобильные покрышки, ранить руки об иголки использованных шприцев, разгребать картофельные очистки, испортившуюся кашу и грязь из мешков от пылесосов. Но, несмотря на трудности, они в 2012 году обработали 10 609 тонн отходов — предприятие один из лидеров в этой сфере.

36,7 процента готовых для переработки отходов добывают сортировщики УП “Экорес” из содержимого желтых контейнеров. Я думала, что основная масса — это пластмассовые бутылки. Оказывается, 15 процентов составляет стекло, 11 процентов — макулатура, и лишь 7 — ПЭТ-бутылки. Всего в Беларуси на переработку идет примерно четвертая часть  отходов. А вместе с тем государством поставлена задача достичь к 2015 году 70-процентного извлечения вторичных ресурсов. Но для этого, отметили в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимо принципиально менять стратегию обращения с коммунальными отходами. И помимо ужесточения контроля за предприятиями необходимо вести целенаправленную просветительскую работу среди населения. Многое в этом плане уже делается. К примеру, появились оригинальные телеролики и информация в транспорте.

Разделяй и здравствуй!

Для многих по сей день остается непонятным, почему нельзя бросать бумагу, пластиковые бутылки и стеклянные банки в обычные контейнеры. Дело в том, что такой мусор просто вывозится на полигон и захоранивается. Да, там есть заготовительные пункты, и лица без определенного места жительства собирают макулатуру и прочее. Но они не могут обработать весь поступающий мусор. А полигоны сегодня уже “трещат по швам”. Под Минском, к примеру, срок эксплуатации большинства из них на исходе. А строить новые — это дорогое удовольствие, к тому же в развитых странах ведется политика вообще ничего не утилизировать на полигонах. И это не только экономически правильно, но и экономически выгодно. Правда, такой подход требует объединения усилий всех сторон: населения, бизнеса и властей.

 В тему

Ни в коем случае нельзя бросать в обычные отходы ПЭТ-бутылки. Пластики практически невозможно утилизировать традиционными методами. При их сжигании образуются диоксины и прочие опасные для человека и экологии соединения. Не выход и захоронение пластмассовых изделий в землю, ведь они сохраняются в первозданном виде многие десятилетия. А между тем пяти двухлитровых бутылок достаточно для производства волокна для спортивной майки, из двадцати бутылок можно изготовить утеплитель зимней куртки, а 60 переработанных бутылок — это один квадратный метр коврового покрытия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter