Наука побеждать дается нелегко

«Нам отступать некуда. Россия была и будет нашим основным торговым партнером»

В ходе недавнего отчета правительства о социально-экономическом развитии страны в первом квартале 2009 года Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил задачу не допустить роста товарных запасов на складах. По оценке главы государства, нашим предприятиям пока не удается пробиться сквозь заслоны на внешние рынки. Уменьшился экспорт в Российскую Федерацию — традиционный рынок сбыта многих белорусских товаров. Эти тревожные тенденции требуют самой быстрой реакции всех органов управления как в центре, так и на местах. Заместителю начальника отдела внешнеэкономического сотрудничества Белорусской торгово-промышленной палаты Сергею Козаченко (на снимке) приходится ежедневно сталкиваться с проблемами отечественного экспорта. Вот как он оценивает нынешнюю ситуацию, складывающуюся у белорусских экспортеров в регионах Российской Федерации. 

— Сергей Николаевич, что ожидает наших промышленников в одном из стратегических для экспортеров регионе России — Екатеринбурге и Свердловской области, где вы недавно побывали?

— Работать там будет крайне непросто. К примеру, предприятие «Урал­трансмаш» выпускает трамваи, и  для нашего «Белкоммунмаша» данный регион уже потерян — там ведь тоже в ходу девиз, чтобы покупали продукцию только своих, российских, предприятий. Однако по продажам троллейбусов необходимо вести переговоры, хотя в Энгельсе и налажено производство собственных машин. Однако наши по многим характеристикам лучше, и мы договорились о поставке в Екатеринбург одного троллейбуса, а точнее, первого. Самое главное, «зацепиться» за потребителя, заинтересовать его, чтобы сотрудничество получило развитие. Дилер ОАО «Амкодор» — предприятие «Славпродукт» намерено открыть совместное предприятие по реализации в регионе белорусской коммунальной, строительной и уборочной техники на сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов. Достигнута договоренность о покупке в регионе металла, труб, компрессоров, другого сырья и комплектующих по ценам ниже тех, что нам предлагали ранее.

При заключении сделок возникает немало парадоксальных вещей. К примеру, в прошлом году мы проиграли в Ставропольском крае тендер на поставку коммунальной техники. Уже потом нам рассказывал губернатор края, что его выиграла какая-то калмыцкая фирмочка, на счет которой были перечислены деньги. 

Впоследствии оказалось, что у нее, условно говоря, кроме двух веников и тазиков, за душой больше ничего не было – съемная квартира под офис и на столе компьютер. Возникает резонный вопрос, какую технику они могут поставить и какие дать гарантии по ее обслуживанию, если являются «голыми» посредниками.

— Правительство ставит задачу до минимума свести посреднические контакты при экспорте белорусских товаров. Сколь реальна эта задача на российском направлении?

— Теперь и в России все меньше хотят завязываться на посредников, которые готовы поставить продукцию, к примеру, на тысячу долларов дешевле. Посредник не в состоянии обеспечить ее сервисным обслуживанием – он поставил технику и завтра забыл о ней. Российский бизнес построен так, что напрямую все равно не получится работать. Многие фирмы, которые сулят золотые горы, очень тяжело проверить на порядочность, поэтому с ними связываться себе дороже, чтобы в итоге не оказаться обманутым. Наши производители идут на рынок со своими тракторами и комбайнами и в обязательном порядке создают сервисный центр, чтобы за карданным валом или коробкой передач не ездить в Беларусь. Если служба сервиса отсутствует, то с такими продавцами практически никто разговаривать не будет. Поэтому сегодня мы отдаем предпочтение дилерским центрам, которые не только продают нашу технику за рубежом, но и рекламируют ее, гарантируют сервисное обслуживание. Они работают на нас как структурное подразделение отдельно взятого белорусского предприятия с российскими юридическими правами. Я считаю, что это нормальная практика.

— Тяжело ли конкурировать нашим машиностроителям с российскими и вездесущими китайскими производителями?

— В том, что мы порой проигрываем, сами виноваты. К примеру, в поселке Большой Исток Свердловской области проходила представительная выставка сельхозтехники. Совместное производство «Гомсельмаша» и  «Брянсксельмаша»  было представлено просто на отлично, вся гамма машин. На удивление, МТЗ представил лишь несколько малогабаритных и трактор модели 1221, которой уже полтора десятка лет. Поэтому на фоне российского колесного трактора «КамАЗ» мы выглядели достаточно бледно. Были там итальянские тракторы «Ламборджини», цена у них раза в три выше, нежели у белорусского, но на выставке их дилеры вели себя, как и подобает, навязчиво и агрессивно. Они всех потенциальных покупателей чуть ли не затаскивали в кабину, демонстрируя возможности машины. Их задача не только себя показать, но и продать товар. А вот у стенда МТЗ скучающий мальчик был не в состоянии предложить даже элементарной рекламной продукции. Те же китайцы полностью лишили нас возможности продать белорусские тракторы на Дальнем Востоке, так как заполонили рынок аналогичными машинами — пусть и «сырыми», но более дешевыми. Поэтому россияне резонно нам возражают, что за ту же цену они могут купить три китайских трактора, пусть и менее качественных и мощных. Тем более что Китай у них под боком, и любую запчасть они даже для одного трактора принесут. Позиция многих наших заводов такая: мол, купите тысячу единиц продукции, тогда будем разговаривать об открытии сервисного центра. Если 500 или меньше, то и разговора нет. Китай со своей автотракторной техникой уже дошел до Урала, невзирая на именитых конкурентов. При далеко не лучшем качестве они ценой практически задавили Харьковский, Волгоградский и Челябинский тракторные заводы. Цена, помноженная на рыночную агрессивность, дает о себе знать. Это при том, что россияне занимают позицию, чтобы не «пущать» к себе других, и поддерживают только отечественного производителя. Однако нам отступать некуда. Россия была и будет нашим основным торговым партнером. Даже если нас кто-то не желает там видеть, то мы все равно должны идти к ним в гости со своими товарами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter