Наука мыслить

В декабре минувшего года стартовал интересный интеллектуальный проект. Издательство «Книжный дом» в творческом содружестве с известными в стране философами и социологами начало выпуск серии научно–популярных книг под общим названием «Мыслители ХХ века». До настоящего времени подобных изданий на постсоветском пространстве не выходило. О сути замысла и философии в широком смысле наша беседа с одним из соавторов проекта профессором БГУ Татьяной Румянцевой
В декабре минувшего года стартовал интересный интеллектуальный проект. Издательство «Книжный дом» в творческом содружестве с известными в стране философами и социологами начало выпуск серии научно–популярных книг под общим названием «Мыслители ХХ века». До настоящего времени подобных изданий на постсоветском пространстве не выходило. О сути замысла и философии в широком смысле наша беседа с одним из соавторов проекта профессором БГУ Татьяной Румянцевой.

— Татьяна Герардовна, я знаю, что специалисты уже называют серию выпущенных книг уникальной. В чем ее своеобразие?

— Немного истории. В Советском Союзе широкой популярностью пользовался цикл изданий «Мыслители прошлого». Они знакомили читателя с жизнью и творчеством блестящих мыслителей ушедших исторических эпох — Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Герцена и Скорины. Но по известным идеологическим причинам в эту серию оказались не включенными представители ХХ столетия, которые в своих исследованиях стремились осмыслить трагические поиски и уроки собственной современности. Анализировали тенденции новейшей истории человечества. Перечень таких авторов весьма обширен.

В книгах, послуживших своеобразной «визитной карточкой» нового собрания, нашли свое изложение биографии мыслителей, представляющих все главные исторические эпохи ХХ века. Фридрих Ницше — философ–пророк столетия, предвосхитивший будущие чудовищные войны, «воцарение худшего из возможных типов людей — стадного, агрессивно–амбициозного животного», масштабные эксперименты по «измельчению человеческого рода». Освальд Шпенглер — мыслитель, первым сформулировавший перспективу «Заката Европы» и необходимость создания сильного социально–национального государства. Карл Ясперс — виднейший представитель немецкого экзистенциализма, внесший существенный вклад в развитие самой гуманистической психологии прошлого века — психоанализа и посвятивший много сил и внимания денацификации Германии после Гитлера. Жиль Делёз, Жак Деррида, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко и Ричард Рорти являют собой приверженцев нового, постмодернистского течения в современной философии, находящегося в неустанных поисках интеллектуального языка нового тысячелетия. В ближайшем будущем к выходу в свет будут готовы творческие биографии Николая Бердяева и Людвига Витгенштейна, Эдмунда Гуссерля и Вильгельма Дильтея, Станислава Лема и Михаила Петрова, Эриха Фромма и Мартина Хайдеггера.

— А как бы вы оценили в целом уровень философской науки в нашей стране?

— Говорить об этом сегодня непросто. Пожалуй, из всех научных дисциплин именно философии пришлось тяжелее всего пережить наследие недавнего прошлого. Здесь очень медленно рушатся старые стереотипы. Я отнюдь не против традиций. Но они должны как–то органично сочетаться и с новациями. Пока же мы с большим трудом избавляемся от однобокой догматики марксистско–ленинской философии, советской идеологии. Но этот процесс постепенно идет. Способствует ему и атмосфера, которая сложилась на нашем факультете. Вот переезжаем в новый современный корпус. Думаю, здесь будут все необходимые условия для вдумчивой работы. Те, у кого есть желание постигать науку, имеют для этого все возможности.

— Можно ли как–то определить значение философии для современного общества?

— Очевидно, что от философии трудно ждать каких–то видимых, практических результатов. Да, мы ждем прикладного эффекта от любых наук. Даже от тех, которые в значительной мере отдалены от практики. Например, фундаментальная физика или математика. Здесь же результаты совсем другие. На первый взгляд может показаться, что они вообще неощутимы, есть у человека философская, гуманитарная подготовка или ее нет. Но мы всегда говорим о человеческом факторе. Наверное, немного банально напоминать о том, в какой век мы живем. Обо всех сложностях и проблемах современности, с которыми сталкивается общество. И, конечно же, от того, какой человек сегодня будет работать и в экономике, и непосредственно на производстве, а тем более в области культуры и образования, зависит многое. Способен ли он принимать нестандартные решения, находить ответы на самые сложные вопросы? И вот здесь философия как раз и способствует развитию человека как личности. С хорошей философской подготовкой можно добиться успеха на любом поприще. В этом мне и видится роль этой дисциплины. Ее, можно сказать, прикладной характер, какой бы абстрактной она ни казалась.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter