Натюрморт из природы и политики

Сюжет «Натюрморта», как и предыдущих лент Цзя Чжанкэ, строится вокруг социальных проблем современного Китая...
Сюжет «Натюрморта», как и предыдущих лент Цзя Чжанкэ, строится вокруг социальных проблем современного Китая. 36–летний режиссер, выросший в маленьком городке провинции Шаньси, рассказывает о том, что хорошо знает о людях, которых не коснулось «китайское экономическое чудо» и которым выживать сегодня так же трудно, как их родителям несколько десятилетий назад. «Натюрморт» (хотя название фильма с китайского можно перевести и как «Застывшая жизнь «Трех ущелий») рассказывает о небольшой деревне Фэнцзе, которая вот–вот будет затоплена в результате строительства крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Три ущелья» на реке Янцзы. Проблема действительно существует — из мест, которые будут затоплены гигантским водохранилищем, отселено более миллиона человек. Я была в тех местах в прошлом году и видела опустевшие деревни и города — для многих поколений их обитателей жизнь начинается заново, и, как всегда в таких случаях бывает, не все смогут в нее вписаться.

Нынешний венецианский триумфатор Цзя Чжанкэ еще молод, а потому снимает фильмы во всех смыслах некоммерческие, являясь одним из самых ярких представителей китайского «независимого» кинематографа. Его картина уже третий раз участвует в конкурсной программе фестиваля в Венеции, так что он не новичок. Хотя с ним происходит та же история, что и с другими китайскими художниками, добившимися успеха за границей: дома они практически неизвестны. Ни один из фильмов Цзя Чжанкэ не вышел на большие экраны Поднебесной: их можно увидеть в небольших киноклубах или купить на DVD–дисках — конечно, пиратских. Это, кстати, заставляет режиссера весьма философски относиться к проблеме пиратства: он говорит, что, теряя часть дохода, обретает зрительскую аудиторию.

Не хочу ставить под сомнение художественные достоинства ленты – победителя фестиваля в Венеции и с удовольствием ее посмотрю (если, конечно, смогу добыть хотя бы на пиратских дисках), но, уверена, без политики тут не обошлось. В самом начале сентября было обнародовано решение китайской Государственной администрации радио, кино и телевидения, запрещающее заниматься профессиональной деятельностью в течение следующих пяти лет известному режиссеру Лоу Е и кинопродюсеру Най Аню. Причина? Они отправили для участия в Каннском кинофестивале фильм «Летний дворец», не получив на то разрешения упомянутой администрации. По существующим в стране правилам все снятые фильмы сначала просматриваются комитетом по цензуре, который и дает (или не дает) разрешение на показ. Официальная причина отказа комитета выдать такое разрешение «Летнему дворцу» — проблемы с пленкой, но эксперты считают, что все дело в «чувствительной» теме: фильм рассказывает историю двух молодых людей, время действия — 1989 г., когда бурлила студентами площадь Тяньаньмэнь. Это, кстати, уже второй фильм Лоу Е, запрещенный к показу, — в 2000 г. это случилось с его картиной «Река Сучжоу».

В Китае такое случается: например, режиссер Ван Сяошуай был в 2001 г. отлучен от профессии на два года за то, что отправил свою картину «Пекинский велосипед» на Берлинский кинофестиваль, не дождавшись разрешения от комитета по цензуре. От наказания не спасло даже то, что фильм получил «Серебряного медведя» и Гран–при жюри за режиссуру.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter