Об органическом земледелии и не только

Натуральное хозяйство

Органическим земледелием сегодня занимаются не только дачники, имеющие 6 соток земли, но и фермеры, а также те, кто выбрал для себя местом жительства родовое поместье. Таких поселений у нас в Беларуси четыре. В одном из них, в «Звон–Горе» под Витебском, я побывала в конце лета. Урожай, выращенный при минимуме затрат без использования каких бы то ни было химических удобрений и средств защиты, говорил сам за себя. А вкус овощей и фруктов был так далек от привычного нам, то есть магазинного.


Моими гидами как по своему поместью, так и по всему родовому поселению стали Алла и Владислав Мишурные. 10 лет назад они вбили первый колышек на выделенном им гектаре земли. Ровно столько, посчитали ребята, нужно для того, чтобы построить дом и создать вокруг него идеальную экосистему с прудом, садом, огородом и лесными посадками. Долго выбирали место для будущего дома. Остановились на полянке, заросшей кустарником. Здесь же организовали праздник, посвященный венчанию. Позвали всех своих соседей, друзей и объявили, что на этом месте, где сейчас все веселятся, будет стоять дом! И было это 22 сентября 2005 года.

Идею возрождения рода поддержала и мама Влада — Людмила Ивановна. Теперь в теплую пору года здесь вовсю кипит жизнь: плодоносит сад, подрастают кедры и пихты, пышут урожаем грядки, жужжанием наполнена пасека из бортей. Да и дом за это время вырос: построен он в виде пчелиных сотов, в форме шестиугольника. Ребята его долго выбирали, рисовали, проектировали. Изучили метод строительства «по золотому сечению», или «русских саженей». Затем все рассчитали и нарисовали свой проект со всеми величинами. Так и получился шестигранник. Это уже потом к нему добавили две веранды — с западной и восточной стороны. К слову, в поселении есть дома из самана, в виде огромного купола, соломенные и традиционно деревянные. У каждого дома, как в ботаническом саду, очень много диковинных и редких культур. И обязательно в каждом дворе — родовые деревья, высаженные в честь рождения детей. У Мишурных их три: два кедра и дубок — в честь дочерей и сына.

Алла по образованию маркетолог, раньше работала в компании мобильной связи, а сейчас вместе с другими женщинами из поселения создала клуб «Берегиня» и шьет одежду изо льна.

— В такой одежде меняется энергетика человека — становится чище и ярче. Особенно если ко льну добавить обережную вышивку. Такие вещи шили наши прабабушки. У нас же пока единичные эксклюзивные экземпляры, — говорит Алла.

Владислав по образованию столяр — резчик по дереву, но освоил печное дело. А сейчас развивает агроэкотуризм, планирует заняться разведением бортевых пчел на новой пасеке. Надо сказать, что в «Звон–Горе» у каждого есть свое дело. Кто–то делает срубы по старинным технологиям, кто–то ткет пояса...

Между прочим, не только дом Мишурных, но и все в «Звон–Горе» возводится по принципу золотого сечения. При строительстве домов и хозпостроек, при разбивке грядок горцы (а именно так они себя называют) пользуются измерительной системой древнерусских саженей. Уже давно появилась теория, что во всех помещениях, построенных на основе метра, существует эффект стоячей волны, отрицательно действующий на живые организмы, будь то микроб или человек. Чем больше какое–то расстояние кратно себе или своим составляющим частям, тем большей энергией обладает стоячая волна, образующаяся в некоем пространстве. И не важно, дом это или грядка. Организму придется потратить собственную энергию, чтобы погасить негативные волны. Метр — инструмент измерения, каждое деление которого кратно себе: дециметр, сантиметр, миллиметр. Древнерусские сажени кратны только золотому сечению, а сооружение, построенное по саженям, полностью соблюдает пропорции золотого сечения. Сажени не кратны ни себе, ни своим частям, потому и создают волны, гармонично резонирующие с колебаниями человеческого организма, активизируя тем самым все жизненные процессы. И опять же все, что хорошо человеку, благоприятно и для всех живых существ, в том числе жучков, червячков, микробов. Поэтому и чувствуешь себя в старинных усадьбах и церквах, построенных по саженям, спокойно и гармонично.

В наше время вопросом древнерусских саженей занимался академик Анатолий Федорович Черняев. У него–то Владислав и позаимствовал теорию. При строительстве своего дома Влад использовал Пилецкого (205,5 см), казенную (217,6 см), великую (244,0 см), царскую (197,4 см) сажени и фараона (209,1 см).

— Вообще, в саженях есть такие понятия, как вершок (4,5 см), пядь (или 4 вершка — 18 см) и локоть (48 см), — дополняет Владислав. — С их помощью можно даже спичечный коробок соорудить по золотому сечению.

Советская Белоруссия № 226 (24856). Суббота, 21 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter