Наталья ЦИЛИНСКАЯ: «Важно найти свое место в жизни!»

Велосипедистка Наталья Цилинская, совсем недавно в третий раз ставшая мамой, в интервью «БН» рассказала о спортивной карьере, олимпийском «золоте» и сильных женщинах.

Восьмикратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпийских игр 2004 года в Афинах своей главной наградой в жизни считает трех дочерей.

Велосипедистка Наталья Цилинская, совсем недавно в третий раз ставшая мамой, в интервью «БН» рассказала о спортивной карьере, олимпийском «золоте» и сильных женщинах.

— Наталья, часто вспоминаете, как все начиналось? Каким был решающий шаг в спорт?

— Сейчас меньше: времени нет, много забот, хлопот по дому… И я бы не сказала, что был какой-то определенный толчок. Мы тогда все чем-то занимались, увлекались: кто музыкой, кто спортом. Вот и папа отдал меня на плавание, но что-то не заладилось. Потом какого только спорта не было в моей жизни — разве что в хоккей не играла и вольными единоборствами не занималась. Но вот как-то нашла себя, остановилась на велоспорте.

— Тогда, еще ребенком, мечтали о будущих победах?

— Все приходит постепенно. Сначала ты хочешь стать самым сильным на базе, потом выиграть первенство города, области…

— И все же первая победа…

— Пожалуй, она и была одной из запоминающихся. Мы, еще школьницы, выиграли командную гонку. Причем две из нас были, как мы говорим, совсем не «шоссейные». Вот и я из 15 километров помню только первые три. Потом все было на автомате: главное — не подвести. Я ведь истинный спринтер: первые три километра девчонки не знали, что со мной делать, а дальше я не знала, как с ними совладать. После той победы был восторг, я была на седьмом небе от счастья. И приз запомнился — комплект плетеных соломенных сумок.

— А когда случилось первое «золото» на чемпионате мира?

— Это было уже лет через десять, в Манчестере в 2000 году. Там совсем другие чувства и эмоции. Восторг иного рода, не такой детский, как в школе. Победа, скажу честно, была неожиданной. А здесь я к этому целенаправленно шла, готовилась. Четко понимала, что мне, возможно, удастся стать первой.

— Самый сложный старт?

— Ну конечно, всегда олимпийский!

— Кумир у вас когда-нибудь был?

— Скорее не кумир, а пример для подражания. Это Галина Енюхина. Мы с ней до сих пор дружим. Она — замечательный человек, ее жизненный путь довольно сложен.

— А кто ваш самый верный поклонник и болельщик?

— Моя старшая дочь Маша. Она всегда мною гордилась и была самой преданной фанаткой. Как-то она заболела, когда я была на соревнованиях за границей, но по телефону не проболталась об этом — не хотела меня расстраивать и заставлять лишний раз переживать перед стартом.

— Дочерям при воспитании как-то пытаетесь привить любовь к спорту?

— Я поощряю это, но не заставляю. Вот Маруся, глядя на меня, хотела заниматься велоспортом, но потом попробовала теннис и отказалась от велосипеда. В занятиях я стараюсь ее поддерживать, передавать свой опыт. Но дальше все зависит от того, как она будет это впитывать. Со своей стороны я ей передам все, что знаю.

— Нацеливаете дочь на серьезную спортивную карьеру?

— Знаете, самое главное для меня, чтобы мои дети были счастливыми и здоровыми, а все остальное приложится. Когда у них будут блестеть глаза, не важно от чего, значит, все в

жизни хорошо. Мечтать о карьере можно, но это не говорит о том, что все потом сложится. Почему бы не помечтать о карьере Хворостовского? Однако не каждому дано быть Хворостовским. Поэтому мне кажется: человеку нужно найти свое место в жизни, а это всегда сложно. Вот мне посчастливилось найти себя. Хворостовскому тоже повезло. Так что стремиться нужно к тому, чтобы найти свое место. И если уж есть спортивные задатки, есть желание связать с этим жизнь, тогда и идти к этому нужно, мечтать о победах.

— Спорт, как вы считаете, может стать профессией?

— Нет. Профессия — это несколько другое. Вот мне еще только тридцать с хвостиком, а уже непонятно, в спорте я или нет. А с профессией хотелось бы и до пенсии как-то дотянуть... Я еще только начинаю жить!

— Уже строили какие-то конкретные планы на будущее?

— Нет. Пока об этом не думаю. Ведь Кате всего три месяца, и пока ей полгода не исполнится, ничего планировать не буду. Конечно, вряд ли я высижу положенные три года в декрете. Хотя, кто знает. Живу сегодняшним днем. Официально я не уходила из спорта. Не исключаю для себя тренерство. Но в жизни недостаточно только хотеть. Есть еще и обстоятельства, от тебя не зависящие.

— Однако за плечами уже — весьма успешная карьера...

— Я бы так не сказала. Чего-то не хватает…

— Чего? Олимпийского «золота»?

— Наверное…

— Восемь первенств на мировых чемпионатах, олимпийская «бронза» — этим тоже далеко не все спортсмены могут похвастаться.

— Да, но, возможно, если бы мне предложили все это поменять только на одно олимпийское «золото», согласилась бы. Все в мире относительно.

— Но болельщики видели, что на Олимпийских играх в Пекине и от «золота» вы были совсем недалеки.

— Какая разница, насколько далек ты от него был? Главное, что его нет. А в остальном разбираться бессмысленно.

— Находясь в декрете и имея возможность на все взглянуть со стороны, скажите, сегодня белорусским велогонщицам проще идти к победам?

— Условия для тренировок однозначно улучшились. Но проще никогда не становится — результаты же растут, рекорды бьются. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, приходится становиться сильнее предыдущих чемпионов.

— Говорят, ваш муж во время знакомства не знал, кто вы такая.

— Во всяком случае, он так утверждает. Но мы с моей подругой в этом сильно сомневаемся (смеется). Но как ты это проверишь? После нашего знакомства я уже не выступала. Но он все равно мной гордится. Полагает, как всякий любящий  муж, что я самая сильная, самая умная и самая красивая!

— Вы, белоруска, никогда не думали о смене места жительства?

— Нет. Благодаря спорту побывала во многих странах мира, где-то понравилось, но чтобы жить там? Нет. Допустим, Австралия в душу запала, но это совсем не значит, что я туда собираюсь. А вот от дачи на берегу какого-нибудь озера не отказалась бы. Так что есть к чему стремиться.

— Есть какие-то предпочтения в отдыхе?

— Я не знаю, что такое отдых. Тренировалась день за днем. У меня никогда не было правильного полноценного отдыха. И в ближайшее время не будет. Еще столько всего не сделано…

— Например?

— Достроить дом. И только после этого я буду думать о чем-то другом. Я люблю ни от кого не зависеть, поэтому хочу жить именно в доме, а не в квартире.

— Сегодня можете назвать себя счастливым человеком?

— Я всегда считала себя счастливой. Совсем недавно у меня была одна дочка Маруся, и я была счастлива. Сейчас уже три дочери — разве я могу быть несчастливым человеком?

— Всегда мечтали стать многодетной мамой или так сложилось?

— Я всегда знала, что у меня будет точно не один ребенок, потому что одному очень скучно. Хотя вряд ли у меня было бы трое детей, если бы муж не поддерживал меня. Я очень благодарна ему за заботу.

— Наталья, в вас чувствуется сильный характер. А женщина должна быть сильной?

— Нет. Но ей приходится. Вообще, женщины сами нажили себе проблем: сначала мы хотели быть на одном уровне с мужчинами, а потом стали жаловаться, что они заботятся о нас не так, как в стародавние времена. Сильная, слабая — уже не имеет значения. Главное, быть порядочным человеком.

— Спорт должен присутствовать в жизни женщины?

— Нет, обязательной должна быть физкультура, совсем не обязательно  — спорт. Есть четкое различие: физкультура приносит пользу, а спорт все же может отнять здоровье, ведь там совершенно другие нагрузки. Чтобы заниматься спортом серьезно, нельзя относиться к нему равнодушно. Нужно отдавать всего себя. Тогда и успехи будут, несомненно.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter