Наталья САЗАНОВИЧ: “До сих пор не умею считать очки в многоборье”

Самая титулованная белорусская многоборка сегодня объявит о завершении карьеры«Ой, как ты замечательно выглядишь! Как похорошела!» Комплименты в адрес Натальи Сазанович сыплются как из рога изобилия. Мы встретились в минском легкоатлетическом манеже, где спортсменка провела не один год своей жизни. Здесь все ее знают, и каждый норовит сказать что-то приятное. Еще часто спрашивают: «А может, ты передумала с завершением карьеры?»Нет, она не передумала и вряд ли передумает. Больше двадцати лет отдано спорту -- пора и честь знать. Сделано за это время немало. Наталья становилась чемпионкой мира и Европы, удачно стартовала на Олимпиадах (в Атланте она была второй, в Сиднее -- третьей). Никто из белорусских многоборцев не может похвастать такими достижениями. Она уходит, и в белорусском спорте образуется брешь, которую вряд ли удастся скоро заполнить.

«В Пекин собиралась за медалью»
-- Ухожу удовлетворенной. Все, что могла для спорта, я сделала. Моя душа спокойна.
-- В карьере достигли всего, чего хотели?
-- Думаю, да. Разве что на Олимпийских играх в Афинах могла выступить лучше, но помешала травма -- из-за нее мне пришлось сняться с соревнований.
-- На Пекин даже не нацеливались?
-- Почему же? После Афин я перенесла операцию, потом год лечилась. Когда вернулась, была уверена на сто процентов, что завоюю в Пекине медаль. А затем как-то «сдулась». На Кубке Европы опять из-за травмы снялась с соревнований, причем подвела не только себя, но и всю команду. Подумала, что ехать на Олимпиаду в таком состоянии -- не дело. Тогда и поняла, что со спортом пора завязывать.
«Возможно, еще вернусь»
-- Говорят, физкультура -- полезна, а большой спорт гробит здоровье. Вы уходите из спорта здоровым человеком?
-- В моем возрасте полно больных девушек, которые к спорту не имеют никакого отношения (смеется). Но, если серьезно, проблемы со здоровьем есть и всегда были. Просто когда была помоложе, это переносилось как-то проще. А сейчас… Приезжая на соревнования, я должна показывать результат, а не быть туристом. Хватит, уже в Афины просто так съездила.
-- Человеку, не связанному со спортом, трудно понять, что такое травмы…
-- Это боль, не только физическая, но и психологическая. Выступаешь и думаешь: а если что-то случится? Страшно было. Ведь у нас семиборье. На один вид еще можно собрать силы, а на все семь -- очень тяжело.
-- Легко уходите? Как-никак более двадцати лет профессиональной карьеры за плечами…
-- Просто я очень сильно устала. Хотя, возможно, еще не до конца осознала важность своего шага. Может, как-нибудь и вернусь. Лет в сорок (смеется). Шутка, конечно. Все надо делать вовремя -- и приходить, и уходить…
Муж -- герой
-- После того как прекратили тренироваться, ваша жизнь изменилась?
-- Когда готовилась к Олимпийским играм, дома практически не бывала, все время пропадала на сборах. Семье уделяла не так много внимания, как хотела. Хорошо, что мой супруг относился к этому с пониманием. Я же мечтала об Олимпиаде! И он делал все для того, чтобы я хорошо выступала, чтобы мне было хорошо и комфортно.
-- Расскажите о своем муже, которому наверняка непросто живется с женой-спортсменкой.
-- Герой -- он и в жизни герой, что о нем рассказывать? Мы познакомились в 1994 году в Гомеле -- я там училась. Через два года поженились. Можно сказать, у нас была любовь с первого взгляда. К спорту муж не имеет никакого отношения, но знает о нем практически все. Он лучше меня осведомлен о последних результатах, может подсчитать очки в многоборье -- я до сих пор не умею этого делать (смеется).
-- Для многих спортсменов завершение карьеры становится чуть ли не жизненной трагедией…
-- Муж мне вообще говорит: не работай. Он хочет, чтобы я больше времени уделяла семье, ребенку. Но, думаю, я буду работать. Скорее всего, пойду в физкультурное общество «Динамо».
В ожидании тройни
-- Наверное, ваша дочка сполна узнала, что такое материнское внимание…
-- Конечно. Я постоянно с ней -- вожу Юльку в школу, забираю, потом мы едем на плавание.
-- Юля -- единственный ребенок в семье?
-- Пока да, но хотелось бы больше.
-- Еще одного?
-- Почему же, у моей бабушки была тройня (смеется). Наверное, мы поэтому с детьми и не торопимся. Впрочем, мне надо еще немножко отдохнуть, а потом уже будем думать о пополнении.
-- Дочку отдали в плавание, чтобы она стала чемпионкой?
-- Нет, на плавание она ходит для души.
-- Значит, готовите ее к семиборью?
-- Не намерена заставлять ее заниматься спортом, это будет ее выбор. Я считаю, что Юля -- не спортивный ребенок, а она спорит: мама, почему ты обо мне так говоришь, я же плаванием занимаюсь (смеется)!
-- Чего же ей не хватает, чтобы стать спортсменкой?
-- Может, она маленькая, и я ошибаюсь, но нет в Юле настойчивости, характер у нее не очень целеустремленный.
-- А в себе когда обнаружили эти качества?
-- Наверное, я с рождения была талантлива для спорта. У меня все легко получалось.
«Не умею печь торты»
-- И как вам неспортивная жизнь?
-- Скажу, что это тоже непросто. Когда тренировалась, все было четко. Есть график, по нему ты встал, покушал, потренировался, лег спать… А теперь ребенка везешь в школу, уборкой занимаешься, забираешь ребенка, делаешь уроки -- отдыха практически нет.
-- Готовкой тоже стали заниматься?
-- Да, раньше нам готовила мама мужа, теперь это мои обязанности. Не скажу, что я великий кулинар, но могу приготовить любое блюдо -- мясо, плов, шашлык. Пока никто не жаловался. Единственное, что не умею делать, -- это печь торты. Супруг однажды попробовал мое творение и сказал, что это не мое (смеется).
-- Коль уж завершили карьеру, может, раскроете секрет, как вы расслаблялись после тренировок?
-- Не пила и травку не курила точно (смеется). Массаж, сауна -- стандартный набор. Впрочем, в конце недели могла себе позволить бокальчик вина. Когда с мужем жили в Гомеле, часто ходили в боулинг. В Минске мы еще до конца не освоились.
-- Вы родом из Барановичей, учились в Гомеле, живете в Минске. Какой город у вас любимый?
-- Гомель до сих пор я очень люблю, но столица есть столица. А Барановичи уже просто не помню. Хотя мой первый тренер Лидия Лещук иногда мне звонит.
«Конский» спорт
-- Известно, что семиборье называют «конским» видом спорта, настолько оно сложное. Как вас угораздило в него прийти?
-- Есть спортсмены, у которых получается только один вид, а у меня все виды получались неплохо. Мой первый тренер решил, что я найду себя в этой дисциплине. Сначала отнеслась к этой идее без энтузиазма, а потом так затянуло, что не могла оторваться (смеется).
-- Какие соревнования запомнились больше всего?
-- На моей первой Олимпиаде в Атланте выступалось как-то легко, в охотку, и результат хороший показала. А вот на Игры-2000 поехала после рождения ребенка. Когда забеременела, у меня спросили: к Олимпиаде будешь готовиться? Сказала, что да. А отказываться от своих слов я не привыкла. Даже подумать не могла, что мне будет так тяжело. Потому-то награда, завоеванная в Сиднее, -- моя самая любимая. Я отработала ее по полной. Считаю, эта медаль золотой стоит.
-- Какая ваша любимая дисциплина в семиборье?
-- Не стала бы так делить. Просто есть дисциплины, которые тяжело даются, к примеру, бег на 800 метров или метание копья, а есть, которые проще… И все-таки мой любимый вид -- толкание ядра.
-- По вам и не скажешь, слишком вы стройная…
-- Раздеться? (смеется) Когда знакомые видят меня в форме, то говорят -- ну у тебя и мышцы. А оденешься нормально, и не понимают, что куда девалось. С лета не тренируюсь, но мышцы еще есть. Я мечтаю, чтобы мои плечи куда-нибудь ушли, а то не могу себе одежду купить…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter