Театр имени М.Горького продолжает отмечать свое 85-летие

Наследники традиций

У  85-летия Национального академического драматического театра имени М. Горького продолжительное “юбилейное эхо”. Наверное, так и должно быть. Без “официального” вечера, разумеется, не обошлось. Он получился теплым, домашним, нешаблонным. Чествовали не только “стены”, но и именитых служителей Мельпомены — режиссера Бориса Луценко и актрису Беллу Масумян, у которых в этом году тоже юбилеи. Радовался зал и за молодых артистов. А с каким вниманием и пиететом вспоминали ушедших. Их фотографии появлялись на экране, и было грустно: сколько имен ушло в небытие! Но одновременно сердце наполнялось силой, уверенностью: с такими предшественниками этому театру никакие ветры не страшны, это и есть тот “падмурак”, на котором стоит Горьковский сегодня.

На этой неделе в Музее истории театральной и музыкальной культуры в Музыкальном переулке открылась приуроченная к юбилею выставка “Театр и время”. Здесь собраны материалы из фондов музея, эскизы художников-сценографов, сценические костюмы, афиши. Программки к спектаклям “Мнимый больной”, “Макбет”, “Чудаки”, “Антоний и Клеопатра”, к знаменитому долгожителю сцены — комедии “Единственный наследник”. Кстати, об этой постановке на торжественном вечере вспоминал народный артист Беларуси Александр Ткаченок. Не каждому актеру выпадает такая удача — столько лет играть в одном и том же спектакле.

А сегодня на Восточном (Московском) кладбище откроют памятник народному артисту СССР Ростиславу Ивановичу Янковскому, который работал в театре имени М. Горького с 1957 года. Более 160 главных театральных ролей, а также около 60 — в кинофильмах. Прославленная династия. Узнаваемая стать. Большой стиль игры и большой человек...

Белорусский театр неизбежно меняется. Сегодня на сцену приходят другие темы и герои. Полотна нынче не в моде, любой опытный режиссер умеет высказываться за два часа с небольшим. Театральное искусство упрекают в том, что в погоне за визуальной составляющей, зрелищностью оно утрачивает прежний психологизм. Появляются новые течения и направления. К примеру, иммерсивные представления предлагают зрителю не просто наблюдать за происходящим, а оказаться внутри спектакля. Вы можете блуждать по старинному особняку или заброшенному заводу, а вокруг вас будет разворачиваться театральное действо. 85 лет назад такие спектакли трудно было себе представить, искусство тогда, наоборот, дистанцировалось от зрителя, подчеркивая свою избранность. Актеров наделяли ореолом обожания, им самим нравилось носить маски недосягаемых небожителей.

В легендах и байках до нас долетали истории о мхатовских стариках, эксцентричном нраве учеников вахтанговской школы, о труппе, начинавшей славную историю Купаловского театра... Но все же не хочется разделять скептические настроения, что вместе с новомодными течениями из театра уходят былой человеческий масштаб и индивидуальность. Нет, они не уходят, они видоизменяются. Сегодняшние молодые и зрелые актеры театра имени М. Горького, активно снимающиеся в сериалах, сюжеты которых, к сожалению, написаны как под копирку, на подмостках все еще готовы поразить нас ярким эксцентричным образом и нестандартной игрой. Театр остается территорией фантазии, воображения, поиска... Пусть все это подчиняется сейчас жестким законам рынка. Самая большая ценность на этом рынке — живые человеческие эмоции, отнять которые у нас, зрителей и актеров, никто не в силах.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter