В Минском Дворце спорта стартует чемпионат Европы по быстрым шахматам

Насладиться матом можно будет уже в пятницу

Что вы знаете о белорусских шахматах? Ответ на этот вопрос, конечно, во многом зависит от того, сколько вам лет. Что и говорить, как–то не слишком бойко шагает в последнее время шахматная мысль по просторам родной страны. Но было время (вы не поверите!), когда шахматы были у нас столь же популярны, как нынче планшеты и прочие гаджеты, — в сквериках на лавочках и пионеры, и пенсионеры, забыв о возрасте, увлеченно двигали фигуры. Это сегодня «цугцванг» могут воспринять как оскорбление и даже дать по шее, а раньше и слово «мат» ассоциировалось исключительно с шахматами.


Я детский мат освоил с ранних лет. Отец научил. Помню, совсем еще ребенком загремел в больничку, но в первый же день снискал там уважение. По палатам ходила бригада юных «бомбил» — пацаны предлагали всем расписать с ними партейку в шахматы. На щелбаны. И тут я им трах–бабах, мат на 32–м ходу. «Вы, — говорю, — Бобби Фишера знаете?» У них глаза по пять копеек. Меня так и прозвали тогда — Фишером. Звали даже в свою бригаду на больничные «гастроли», но я отказался: увлеченно читал фантаста Беляева, не до того было.

Впрочем, мы отвлеклись. Несмотря на всю популярность шахмат в БССР, уроженцы наших мест никогда не были чемпионами мира. В шаге от мечты остановился лишь ныне гражданин Израиля Борис Гельфанд, который в чемпионском матче уступил летом 2012–го Вишванатану Ананду. Но Гельфанд — это лишь вершина огромного айсберга под названием «белорусская шахматная школа». Его отъезд на ПМЖ в Израиль на стыке тысячелетий — только наиболее заметная и резонансная часть лавины, которая, сорвавшись однажды с места, унесла за собой прочь не какое–то отдельно взятое явление или вид спорта, а целый пласт культуры.

По–настоящему большие шахматы пришли в Минск вскоре после окончания Великой Отечественной вместе с международным гроссмейстером Исааком Болеславским. В мировых шахматах это фигура более чем знаковая, и переезду в Минск поспособствовало предоставление Болеславскому большой квартиры в центре города (вопрос решался на самом высоком партийном уровне). Именно Исаак Ефремович запустил маховик потрясающего развития шахмат в республике. В начале пятидесятых годов Болеславский был одним из лучших гроссмейстеров мира, но чемпионом стать ему было не суждено. На турнире претендентов в Будапеште в 1950 году он поделил 1 — 2–е места с Давидом Бронштейном, однако проиграл ему дополнительный матч (Бронштейн, таким образом, получил право на матч с чемпионом мира Михаилом Ботвинником). Болеславский слыл великолепным теоретиком, и неудивительно, что в тренерской работе достиг огромных успехов. Через его руки прошло много чемпионов. Он был секундантом Василия Смыслова, много и плодотворно работал с Тиграном Петросяном. Остается только сожалеть, что умер Исаак Ефремович неоправданно рано — в 1977 году, в возрасте 57 лет, не сделав и половины того, что мог бы сделать.

Во второй половине XX века шахматы в Минске имели удивительную популярность и развитие, а шахматное отделение минского Института физкультуры (ныне — БГУФК) получило репутацию одного из самых престижных в мире. Да–да, именно так — в мире! Дабы не быть голословными, приведем лишь один факт: сильнейшими шахматистками мира долгое время являлись сестры Полгар из Венгрии. Старшая из них — Сьюзен (более известная как Жужа — уменьшительное от Жужанна), восьмая чемпионка мира, владевшая этим титулом с 1996 по 1999 год, окончила в 1993–м именно минский инфизкульт. А ее отец Ласло в том же году защитил в Минске кандидатскую диссертацию на тему «Методические особенности подготовки и воспитания высококвалифицированных шахматисток в условиях семьи». Его научным руководителем был доцент Леонид Бондарь, проживающий ныне в США. В США обосновался и еще один выдающийся шахматный ум — Альберт Капенгут. Гельфанд — его ученик. Помимо этого, Альберт Зиновьевич помогал Анатолию Карпову в подготовке к матчам с Виктором Корчным в 1978 году и Гарри Каспаровым в 1984 — 1985 годах. Он был секундантом Михаила Таля в 1979 — 1980 годах. Впечатляет, не правда ли?

Я умышленно не называю имена наших нынешних звездочек шахматного небосклона. Они есть, хотя сверкают, возможно, не столь ярко, как их предшественники. В пятницу в Минском Дворце спорта стартует чемпионат Европы по быстрым шахматам. Приходите, посмотрите. Как минимум это будет необычно. А потому — интересно.

Советская Белоруссия № 243 (24873). Среда, 16 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter