Белорусская экономика способна справиться даже с расширенными в соответствии с пятым пакетом санкциями

Наши возможности в санкционной опасности

Брюссель на днях ввел очередной, пятый по счету, пакет санкций против Беларуси. В список попали 17 официальных белорусских лиц и 11 организаций. Не найдя правовых оснований для этого, Европейский совет даже внес новые поправки в критерии наложения санкций и разрешил вводить их против «физических, юридических лиц и государственных органов, которые организуют или содействуют незаконному пересечению границ государств — членов ЕС или контрабанде грузов на территорию стран Евросоюза». Но тогда возникает вопрос: при чем здесь такие предприятия, как «Гродно Азот», «Белоруснефть», «Белшина»? Ответ прост, если вспомнить известный американский афоризм о политиках: «Не важно, что вам говорят, — вам говорят не всю правду. Не важно, о чем говорят, — речь всегда идет о деньгах».

Напомню, Евросоюз раньше уже ввел четыре пакета санкций против нашего государства. Три из них — в прошлом году, четвертый — в июне этого. В итоге в списках оказались 166 физических лиц, а также 15 учреждений и предприятий. Теперь их стало больше. Более того, в кулуарах некоторые западные, в первую очередь американские, политики ведут разговоры о шестом пакете санкций, который должен, с их точки зрения, затронуть около 300 компаний и физлиц. 

Таким образом, перед нашим государством стоит фактически безальтернативный вызов: найти достойный ответ этим посягательствам на наш национальный суверенитет. По оценке ряда независимых экспертов, белорусская экономика способна справиться даже с расширенными в соответствии с пятым пакетом санкциями, правда, при одном условии: Россия должна подставить свое плечо. В последнем нет сомнений. И факт подписания 4 ноября на Высшем государственном совете Союзного государства Декрета «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы» — подтверждение этому.

Да и статистика подтверждает эти оценки. По итогам октября белорусская экономика выросла на 2,4 процента. Рост экспорта составил более 30 процентов. А страны ЕС, которые пошли в фарватере своих американских кураторов, наторговали с белорусским «режимом» в два раза больше, чем в прошлом году, купив за отчетный период товаров почти на 6 миллиардов евро.

Но повторюсь, несмотря на некоторую адаптацию белорусских предприятий к санкционному давлению коллективного Запада, расслабляться рано. Анализ текущей ситуации свидетельствует о том, что настало время переходить от проактивной к активной стратегии противодействия текущим и будущим вызовам.

Не претендуя на всеобъемлемость, приведу лишь несколько примеров такой политики, которые могут остудить некоторые горячие головы.

Начну с правовых вопросов. Своеобразный тест на возможность не только признать неправовым механизмом в целом санкционную политику в отношении Республики Беларусь, но и потребовать компенсацию за причиненный ущерб — это ситуация с китайскими инвесторами, которые судятся с Украиной из-за предприятия по производству авиадвигателей «Мотор Сич». В прошлом месяце китайский инвестор Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment подал против украинского правительства иск в Международный суд в Гааге и потребовал 4,5 миллиарда долларов из-за несправедливого отношения ответчика, в лице украинского государства, к китайским вкладчикам и применения к последним незаконных санкционных мер.

В иске китайской стороны отмечается, что «в результате несправедливого отношения украинского государства к китайским инвесторам в течение последних пяти лет и непрерывного применения незаконных мер они понесли значительные убытки как в Украине, так и в Китае». Руководство Beijing Skyrizon добавило: компания всегда надеется на добрую волю и примирение, но никогда не поддается силовому давлению и будет использовать все возможные юридические средства для решительной защиты своих законных прав и интересов. Фактически данный текст можно использовать как кальку и для соответствующего белорусского иска в адрес Брюсселя.

Будучи знакомым с тем, насколько тщательно китайцы составляют международные договоры, а также с их финансовыми ресурсами, можно предположить, что у Украины немного шансов выиграть этот суд. В этом случае компетентные белорусские органы могут также обратиться с соответствующим иском в Международный суд в Гааге, он по своему статусу является высшей судебной инстанцией ООН для рассмотрения юридических споров между государствами или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира, а его решения обязательны, в том числе для правительств государств — членов ООН.

Еще один факт для размышления. По оценке Forbes, недавно составившей очередной рейтинг крупнейших иностранных компаний в России, 50 из них заработали за 2020 год около 7,2 триллиона рублей, а подавляющее большинство их имеют штаб-квартиры в странах, которые не просто присоединились, а стали инициаторами санкций как в отношении Российской Федерации, так и Республики Беларусь. И если руководствоваться принципом взаимности, то у российского правительства, впрочем, как и у белорусского, есть все основания освободить эти ниши в своих странах для своих компаний.

Банк России опубликовал «Обзор финансовой стабильности» за второй и третий кварталы 2021 года. Согласно ему за девять месяцев россияне вложили в иностранные акции и облигации 616  миллиардов рублей, или на четверть превысили результат всего 2020 года. В свою очередь, в акции российских эмитентов инвестировано в 2,6 раза меньше — 164 миллиарда. Если белорусское Правительство сможет предложить российским портфельным инвесторам более выгодные инструменты капитализации, чем те, которые предлагают зарубежные рынки, мы получим огромный приток альтернативных западным инвестициям средств в белорусскую экономику.

Это только несколько примеров, которые, с моей точки зрения, могут на институциональном уровне не только минимизировать последствия санкционной политики в адрес нашего государства, но и сформировать драйверы роста в новых условиях этого непростого времени. Как тут не вспомнить, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter