Наши едут, свое везут

Белорусские товары на московской землеКак удержать предприятие на плаву более ста лет? Как выдержать современную конкуренцию? Как разбогатеть на коробке спичек? Отвечали на эти вопросы и делились своим опытом участники выставки-презентации белорусских товаропроизводителей «Мир вашему дому», которая вот уже пятый год проходит в Универсальном выставочном зале здания правительства Москвы на Новом Арбате.

Скажи, чем ты угощаешь…
Кто бы сомневался, что осмотр экспозиции комиссия начнет с того самого ряда, где свою продукцию представили производители сырных, молочных, колбасных и других изделий?! Запах вкуснейших яств, подготовленных не только для продажи, но и для дегустации, наполнил весь выставочный павильон. 
– Попробуйте наше угощенье, – встретила высокую комиссию ведущий специалист по маркетингу ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат» Елена Чаховская. – Вот бастурма «Губернаторская».
– А что же, кроме губернаторов, никто ее не ест? – поинтересовался заместитель министра иностранных дел РБ Игорь Петришенко.
Не случайно у замминистра столь веселое настроение. Атмосфера в зале – словно на разудалой ярмарке. Вроде высокие чины товары оценивают, казалось бы, все должны «на вытяжку» стоять. Но ничего подобного не происходило. Видимо, волноваться и бояться участникам нечего – все произведено на славу. Да и члены комиссии вели себя, словно приятели, которые давно не встречались. Это и неудивительно – работа по развитию российско-белорусских отношений ведется не первый год, общее дело по обмену опытом всех перезнакомило и передружило. Только за прошлый год товарооборот РБ и Москвы превысил 100 миллиардов рублей, что на 14, 5 миллиарда больше, чем в 2006-м. Поэтому встречи, на которых обсуждается проделанная работа, – это не только повод отчитаться, но и просто возможность встретиться с единомышленниками. 
О традициях сыроделания поведали представители Копыльского маслосырзавода Минской области. Предприятие 55 лет совершенствует технологию по производству разных видов сыров.
Несмотря на жесткую конкуренцию (в Минской области минимум три подобных завода), продукция успешно реализуется. Причем шестьдесят процентов изделий поступают на российский рынок.
– В Москву и Санкт-Петербург, – пояснила начальник отдела сбыта ОАО «Копыльский МСЗ» Валентина Таганович, – как правило, отсылаем масло и сыр, у них сроки не столь коротки, как у цельномолочной продукции. 
А вот генеральный директор ОАО «Молоко» Геннадий Михалко придерживается на этот счет иного мнения. Став семь лет назад руководителем Витебского завода по производству молочной продукции, он тут же затеял реформирование – полностью переоборудовал цеха. Средства на это ушли немалые, ведь выбирались самые лучшие станки и некоторые пришлось даже закупать в Европе.
Высоко оценили качество предлагаемого ассортимента смоленчане, и молокозавод выиграл тендер на обеспечение продуктами больниц, поликлиник и детских учреждений города, тем более что и ехать недалеко – ближайший филиал поставщиков расположен в пяти километрах от границы Смоленской области.
– Но почему в моем Тушине нет ваших товаров? – не удержалась я от вопроса, попробовав на самом деле вкусные продукты.
– С завода ежедневно уходят рефрижераторы в Москву, но чтобы что-то заметить в вашем городе, вместо 60 тысяч тонн товара, как это делается сейчас, необходимо отправлять 600 тысяч, – ответил директор. – И нам в принципе это под силу. Главное, чтобы заказы увеличили.
Наценки стаптывают каблуки
Иначе обстоят дела у гостя, прибывшего из Витебска – обувной столицы Беларуси.  
– Наши связи с РФ налажены еще с советских времен, – рассказала руководитель группы развития сбыта СООО Belwest Тамара Шитова. – Ведь именно тогда, во времена тотального дифицита 88-го года, мы появились на свет благодаря денежным вложениям немецкой фирмы Salamander.
Вот уже пять лет предприятие существует самостоятельно, без сотрудничества с германскими коллегами. Научились сами создавать коллекции, наладили новые связи с поставщиками каблуков, подошв и набоек. На смену пришли другие проблемы, продиктованные жесткой конкуренцией современности. И одна из них обнаружилась прямо на выставке.
– На выставке вы хорошие модели представляете, но где их найти, например, в Минске? Я специально посетил все ваши магазины и не подобрал себе ничего подходящего, – высказал наблюдения замминистра иностранных дел РБ Игорь Петришенко.
Тамара Шитова не удивилась замечанию. По ее словам, оно не первое. Все дело в выкладке товара и работе с клиентом. Поэтому в этом году на предприятии уже прошло обучение руководящего состава необходимым навыкам мерчендайзинга и психологии общения с покупателем. Курс предстоит всем сотрудникам сети.
Отметила собеседница и разницу в торговых наценках наших стран:
– Именно из-за нее в Москве наша обувь дороже. В Беларуси, как и в России, на цены нет никаких ограничений, но мы стараемся удерживать наценку где-то на уровне 17 процентов. Ведь обувь должна продаваться по многу и каждый день, а не пылиться на полках.
Гора спичек большая и маленькая
– Что со мной такое? Толпа посетителей словно исчезла, усталость забылась, состояние полного покоя и комфорта, – наслаждалась я ощущениями, присев в кресло, предложенное мне заместитель генерального директора по экономике и маркетингу ОАО «Гомельдрев» Николаем Геврасевым.
Руководитель пояснил, что если останусь в кресле четверть часа, то раскачивающие сиденье механизмы могут меня полностью усыпить. Я с сожалением покинула мягкие объятия изобретения белорусов. Но следующие предметы интерьера, изготовленные из дубового массива, вновь вернули меня к жизни.
– Такая мебель способна заряжать энергетикой, – пояснил мой экскурсовод. 
Этому волшебному предприятию в наступившем году исполняется 130 лет, и оно никогда не простаивало, лишь видоизменялось. А началось все со спичек, для производства которых в 1879 году было построено небольшое здание фабрики «Везувий». Сегодня огромные заводы «Гомельдрев» не отошли от вековой традиции – спичечное производство сохранено.
– В Беларуси насчитывается, как и раньше, три спичечных производителя, в России же из восемнадцати осталось восемь, – рассказал Николай Федорович. – Каждый квартал все «спичечники» встречаются в Химках, близ Москвы, чтобы обсудить текущие дела. Последняя встреча прошла в апреле – значит, следующая состоится летом.
И есть что обсудить. Производство не из легких. Например, то вещество на конце спички, которое мы считаем привычной серой, на самом деле представляет собой массу из 28 элементов таблицы Менделеева.
– К нам приезжали гости из Армении и Азербайджана, но когда увидели сложные химические процессы, решили отказаться от затеи производства спичек, –  поделился собеседник.
Белорусы же увеличивают выпускаемые объемы на пять процентов ежегодно, что идет вразрез с мнением российских производителей. Последние считают, что нужно не объемы, а цены увеличивать – то же на то же, дескать, выйдет. Но это – единственное разногласие.
В целом, пример интеграционного взаимодействия Москвы и РБ доказывает, что именно региональное направление торгово-экономического  сотрудничества отличается сегодня наибольшей динамичностью и эффективностью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter