Источник: Знамя юности
Знамя юности

Пять вопросов о новых правилах постановки на учет СОП

Наша общая забота

С 1 февраля вступило в силу постановление Совета Министров № 22, которое утвердило новый порядок признания детей находящимися в социально опасном положении. По каким критериям теперь ставят на учет СОП? И что означает термин «социальное расследование»? Обсуждаем содержание нового документа с заместителем начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Еленой Головневой.

Рисунок Анатолия Щеголева

– Елена Васильевна, раньше при постановке на учет СОП руководствовались инструкцией № 47 Министерства образования. Почему появилась необходимость в новом документе?

– Не так давно вступили в силу изменения в Кодекс о браке и семье. Они коснулись статей 116-й и 117-й, в которых было определено положение и порядок признания детей находящимися в СОП. Совет Министров подготовил документ, в котором учтены поправки, а старая инструкция утратила юридическую силу. 

– Процедура осталась прежней?


– Как и раньше, специалисты реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении. Эту информацию передают в отдел образования, оттуда она поступает в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого случая она своя. В ее состав могут входить представители различных структур: отделов образования, учреждений здравоохранения, МВД, МЧС, общественных организаций и объединений. Если раньше основную нагрузку в вопросах профилактики семейного неблагополучия несла система образования, то теперь эта работа достигла межведомственных масштабов. И это верный подход. Представьте ситуацию: учитель пришел в семью, в которой за неуплату отключили газ или воду. Разве он сможет определить, правомерно ли поступили в ЖЭУ? 

Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование – это одно из главных нововведений постановления. Задача – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении. 

Для этого опрашивают соседей, близких родственников, уточняют сведения об обоих родителях, даже если они находятся в разводе. 

– Если результаты соцрасследования неутешительны, какие действия предпринимаются дальше?

– Все материалы проверки вначале, как и прежде, рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. Раньше именно он принимал решение о постановке на учет СОП, но с 1 февраля этим занимаются координационные советы, которые созданы при каждом исполкоме. Если мама и папа выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что семью признают находящейся в опасном положении, сводится к минимуму. В случае когда отец и мать открыто игнорируют замечания комиссии, их поставят на учет. Раз в квартал координационный совет будет детально изучать положение дел в семье и следить, есть ли изменения. 

– Критерии социально опасного положения остались те же?

– С принятием постановления критерии и показатели более конкретизированы и точны. Теперь на учет в СОП попадут те дети, чьи родители не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка в пище, образовании, диагностике и лечении. Также особое внимание уделят семьям, где родители ведут аморальный образ жизни и не контролируют поведение детей, что приводит к проблемам с законом. 

Каждый из трех критериев должен быть подтвержден официально. Например, родителей привлекали к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – сотрудниками МВД составлен протокол. А отсутствие еды в доме может подтвердить акт, составленный в ходе проверки. 

Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе, но живут в одной квартире. Папа злоупотребляет алкоголем, устраивает скандалы, занимается рукоприкладством, а мама – проверяет домашние задания, водит ребенка на секции. В таком случае безот­ветственным родителем будут заниматься сотрудники МВД, ребенка на учет не поставят. Ситуации бывают разными, в каждой нужно разбираться индивидуально.

– С момента принятия постановления прошло две недели. Каковы первые результаты?

– Выводы делать пока рано. До августа советы профилактики должны пересмотреть все решения на соответствие новому документу. 

Чтобы оптимизировать работу специалистов, готовятся специальные методические рекомендации, а в начале апреля пройдет республиканский семинар на эту тему.

ЦИФРЫ «ЗН»

В прошлом году 25 730 семей были признаны находящимися в социально опасном положении, 27 896 семей – сняты с учета СОП. 

Диана ШЕСТАКЕВИЧ, «ЗН».

shestakevich@sb.by

Что вы понимаете под социально опасным положением?

Павел Лапиков, инженер, Солигорск:


– Это проблема, которая возникает из-за бездействия окружающих: соседей, родственников. Когда появляются первые звоночки, нужно действовать незамедлительно: не ждать, пока с проверкой придет комиссия, а самим пытаться вразумить нерадивых родителей. По первому образованию я пожарный-спасатель. Несколько лет работал инженером по профилактической работе и сам часто выезжал в семьи, которые находились в опасном положении. Читать лекции о том, как плохо они себя ведут, – не вариант. Помогут лишь конкретные действия: работа с психологами, социальными службами, сотрудниками МВД. 

Вероника Старикович, химик, Могилевский район: 


– СОП – достаточно обширное понятие, которое включает в себя многое: здесь и отсутствие продуктов, и плохие взаимоотношения в семье. Кстати, на родительском собрании в школе постоянно говорят, что, если в доме нет пожарных извещателей, семью могут признать неблагополучной. Не знаю, так ли это на самом деле, но уверена, что там, где присутствуют любовь и забота, проблем точно не будет. 

Александр Цедрик, заведующий гаражом, Минский район:

– Это когда родители не следят за детьми. Порой из-за проблем со спиртным в некоторых семьях нет ни горячей еды, ни денег, ни взаимопонимания. Хотя и полный холодильник продуктов еще не показатель родительской заботы и их участия в воспитании. Как отец, могу сказать, что это долгий и трудоемкий процесс, от которого во многом зависит будущее детей. 

Ольга ДУБРОВСКАЯ,«ЗН».

odubrovsk@sb.by


Диана ШЕСТАКЕВИЧ, «ЗН».

shestakevich@sb.by
 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter