Наша марка — нам же и на пользу?

Повлияет ли вводимая маркировка на рост цен и защитит ли потребителяC 1 ноября в Беларуси вводится маркировка контрольными (идентификационными) знаками телевизоров, за исключением бывших в употреблении, питьевой и минеральной воды, а также моющих жидкообразных и пастообразных средств. В дополнение к пиву, моторным маслам, растительному маслу, рыбе, газированным и слабоалкогольным напиткам, порошкообразным моющим средствам, кофе, чаю, обуви, мобильным телефонам, аудио- и видеокассетам, дискам, маркировка на которые была введена ранее.
Красный, зеленый... Проезжайте на рынок

Идея сколь проста, столь и гениальна: пронумеровать каждую единицу товара, чтобы проследить его дальнейший путь и проконтролировать факт уплаты налогов. Хотя на первый взгляд это может показаться нереально, но технический прогресс уже достиг достаточного уровня. Издательство “Белбланкавыд” выдает сегодня субъектам хозяйствования миллиарды самоклеящихся марок размером чуть меньше почтовых (17х18 мм), и производители, а также импортеры обязаны наклеивать блестящие квадратики на каждую единицу упаковки, а если нет возможности, то и на сам товар. Для этого существуют маркираторы — ручные и автоматические. Ручные стоят около 280 тысяч рублей, автоматические — 10—22 млн рублей.
Марки бывают двух цветов: для товаров, произведенных в Республике Беларусь, — зеленые, для ввезенных из-за рубежа — красные. Реакция на них бывает тоже двух видов: у тех, кто ведет легальный бизнес, — спокойствие и понимание, у тех, кто работает в тени, — зубовный скрежет. Однако на этот раз уже не открутиться: государство всех “теневиков” за ушко — да на сушко. А попробуют проигнорировать нововведение — себе дороже. Только с 20 августа по 1 сентября налоговые органы страны провели 442 проверки и в каждом третьем случае выявили нарушения правил маркировки... На виновных наложили серьезнейшие штрафы плюс изъяли у них товара на 92 млн рублей.
 По данным пресс-службы Министерства по налогам и сборам, отчисления в бюджет от отечественных производителей, реализующих товары с контрольными знаками, в среднем возросли  на 18 процентов, от импортеров — на 29 процентов. А это значит, что у государства станет больше денег, чтобы поднять пенсионерам пенсии, врачам-учителям зарплаты, содержать сирот в приютах и ремонтировать дороги.


Контрольный знак вместо чека

Наступление налоговиков на “теневиков” привело еще к одному положительному результату — увеличению защищенности нас как потребителей. Проиллюстрируем это на таком примере. Как-то в управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли пришла женщина с туфлями — в скором времени после того, как указанную маркировку ввели на обувь. Она купила туфли у предпринимателя, но в них оказалась неудобная колодка и уставали ноги. Женщина поехала на рынок с просьбой обменять товар, на что она имеет право в течение 14 дней после совершения покупки, но ИП ей отказал в обмене. Дескать, знать не знаю ничего, идите вы отсюда... Обдумывая, как помочь обратившемуся потребителю, сотрудник министерства с интересом стала рассматривать квадратик, что переливался на коробке, и увидела на нем маленькие цифры. Взяли лупу, рассмотрели записанный там номер, сделали запрос. Благодаря тому что МНС ведет реестр идентификационных знаков спустя некоторое время поступил ответ, что данный контрольный знак был получен предпринимателем таким-то. Это был именно тот предприниматель, на которого поступила жалоба...
Когда защитники прав потребителей проанализировали этот прецедент, то прониклись к небольшенькому квадратику огромным уважением. Какая помощь в их нелегком деле! Ведь одна из их основных проблем — именно отказы продавцов от факта реализации товара. А когда он весь пронумерован, то продавец уже не сможет уклониться от разговора с покупателем. Тем более что государство работает над тем, чтобы в перспективе начать маркировать вообще все виды товаров, реализуемых на белорусском рынке.
Но нет ли у этой новой формы госконтроля за товарными потоками обратной стороны медали? Так, высказывались опасения, что при потере марки или ее разрушении нельзя будет вернуть или обменять товар.
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова не видит на сегодняшний момент абсолютно никаких проблем. Вряд ли можно назвать неудобством необходимость сохранять неповрежденной маленькую марку в течение 14 дней после покупки, чтобы иметь возможность, если товар качественный, но не подошел, отнести его обратно в магазин. Ведь при возврате или же обмене качественного товара все равно необходимо сохранить все в первоначальном состоянии: упаковку, этикетки, комплектующие, чек. Если же товар некачественный, то закон позволяет человеку вернуть или обменять изделие и без этой марки.
В то же время существует одна ситуация, когда покупатель сам заинтересован, чтобы у него остался на руках хотя бы фрагмент от упаковки с чудесной маркой: когда ему не дали чека. Марка в этом случае заменяет чек, поскольку непременно выведет покупателя на продавца.


Подорожают ли телевизоры?

Но как бы мы ни хвалили данное нововведение, у покупателей всегда одна реакция: а не повысятся ли цены? Этот животрепещущий вопрос мы задали начальнику управления по качеству, стандартизации и сертификации ОАО “Горизонт” Оксане Кулакович.
— На наши телевизоры точно не повысятся, — заверила она, — хотя расходы на указанную маркировку и относятся на себестоимость. Дело в том, что стоимость всей процедуры маркировки очень небольшая, к тому же руководство “Горизонта” приняло решение о компенсации таких затрат из других источников. Зато теперь наша продукция станет более защищенной от подделок, уменьшится наверняка и “серый” рынок телевизоров. Так что это замечательная мера.
Но вот в частных фирмах встречается другое мнение на этот счет. К примеру, пресс-служба одной компании по продаже мобильных телефонов распространила информацию, что маркировка вызвала удорожание ее продукции на 7 процентов. Логистика здесь, мол, такая, что сначала идут непосредственно затраты на маркирование (происходит за границей), поскольку в Беларуси “мобильники” не производят, потом на эти дополнительные суммы нужно “накрутить” таможенные платежи, а на эту увеличенную стоимость — еще и НДС с местным налогом. И на выходе получится очень даже ощутимый рост цены “мобильника”. Дескать, та же неприятность ожидает нас и с импортными телевизорами, и с моющими средствами...
Только в мире трудно найти что-то идеальное... Покупка — это всегда баланс плюсов и минусов. Не кажется ли вам, что плюсы в данном случае перетягивают минусы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter