Наша гордость – мехотряд

ЗАБОТЫ по выращиванию, уборке и переработке льна в своей сырьевой зоне Шкловский льнозавод нынче взял в основном на себя. Под эту культуру было отведено 1500 гектаров. Все поля еще с осени обработали глифосатсодержащими препаратами против сорняков. Своевременно внесли удобрения из расчета выхода на плановый показатель — 10 центнеров волокна с гектара.

Так говорят о нем на Шкловском льнозаводе

ЗАБОТЫ по выращиванию, уборке и переработке льна в своей сырьевой зоне Шкловский льнозавод нынче взял в основном на себя. Под эту культуру было отведено 1500 гектаров. Все поля еще с осени обработали глифосатсодержащими препаратами против сорняков. Своевременно внесли удобрения из расчета выхода на плановый показатель — 10 центнеров волокна с гектара.

Урожайность сформировалась неплохая. Правда, жаркая погода все-таки привела к недобору продукции — до заветной урожайности льноволокна не хватило десятой доли центнера.

Вся треста нынешнего урожая к выходу этого материала уже была убрана и сложена под крышу. Заводчане тут же приступили к ее переработке, организовав двухсменную работу. Убрать лен со стлищ в такие сжатые сроки удалось впервые. Раньше эта работа продолжалась в октябре, а иногда даже в ноябре. Треста попадала тогда под затяжные дожди и снег. Так что все усилия льноводов сходили на нет.

Исправить ситуацию позволила разработанная система мер по выращиванию и уборке этой культуры. Нынче посеяли ранние, средние и поздние сорта, что позволило вести уборку по мере созревания культуры и без авралов. К тому же здесь почти полностью перешли на механизированное рулонирование тресты. В распоряжении мехотряда 12 прицепных и четыре самоходных пресса, три оборачивателя и два вспушивателя. На отвозке льнотресты работало семь тракторов с большегрузными платформами и три автомобиля с прицепами, в поле — два погрузчика и один на сырьевом дворе. Одну такую машину выделил местный комбикормовый завод.

Чтобы ускорить работы, решением райисполкома на подъем льнотресты ежедневно выделялось до 300 человек более чем из 50 организаций города. Они убрали около 300 гектаров. За каждый связанный сноп помощникам выплачивалось 86 рублей. Расчет производился ежедневно в конце рабочего дня.

Заместитель директора по растениеводству льнозавода Владимир Дроздов доволен помощью работников из райцентра. Поработали они неплохо. Но главная его гордость — специалисты мехотряда — механизаторы Владимир Мацкевич, Сергей Тарасов, Владимир Семцов и другие, которые прессовали в день по 15—18 тонн тресты.

За первые тридцать скатанных рулонов им выплачивалось по одной тысяче рублей, за последующие — цена увеличилась. Но чтобы получить двойную оплату, требовалось скатать за смену не менее 70 рулонов. В результате у многих механизаторов зарплата составила 120 тысяч рублей в день. Работали они до позднего вечера и даже с включенными фарами, до тех пор пока позволяла погода. Так что стимул как для привлеченных помощников, так и механизаторов был неплохой. Отсюда и такие темпы работ.

После трудового дня техника оставалась на поле под присмотром сторожа, а людей доставляли домой. Непосредственно к месту работы постоянно привозили обеды. Половину их стоимости оплачивал завод.

400 гектаров льна выращивали и фермеры. Для уборки небольших площадей им невыгодно покупать льнокомбайны, машины для оборачивания и подъема долгунца. Поэтому завод выделял фермерам необходимую технику, продавал им семена и удобрения.

Большая часть льна перерабатывается на короткое волокно. Выход длинного чрезвычайно мал. Причина тому, считают на заводе, — устаревшее оборудование. Линии российского производства не только устарели, но и полностью выработали свой ресурс, а запчасти для их ремонта уже не выпускаются.

— На старых линиях теряем до 30 процентов волокна, — поясняет директор льнозавода Владимир Реберт. — Поэтому будем устанавливать бельгийское высокопроизводительное оборудование стоимостью 14 миллиардов рублей. Деньги для этого уже выделены. До 1 октября должны оплатить бельгийской фирме 60 процентов данной суммы, и тогда она приступит к его изготовлению.

Директор льнозавода выезжал в эту страну и видел, как работает там такая линия. Обслуживают ее только четыре человека, российскую же — девятнадцать. Так что выигрыш и здесь очевиден. К тому же на импортном оборудовании волокно получается высокого качества. Но для этого нужно, чтобы треста была не ниже 1,25 номера. Значит, придется улучшить и качество сырья.

Михаил ЯГЕЛО

НА СНИМКЕ: хорошо зарекомендовал себя на прессовании льна молодежный экипаж в составе механизатора Алексея БРИЛЕВА, учащихся Кличевского государственного аграрно-технического колледжа Евгения ТЮТЮННИКА и Вячеслава ФЕДОРОВИЧА.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter