Наш ответ «Лексиону»

Конструкторы «Гомсельмаша» приступили к созданию суперкомбайна
Конструкторы «Гомсельмаша» приступили к созданию суперкомбайна

О том, что в стране должен появиться свой высокопроизводительный комбайн для уборки сверхурожаев, Президент сказал в августе прошлого года во время посещения ОАО «Лидаагромаш». Тогда новый проект условно назвали «Лида–1700». Впрочем, в РУП «Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ) по зерноуборочной и кормоуборочной технике» не исключают, что суперкомбайн может носить и другое имя.

Главная задача, которая была поставлена Президентом перед конструкторами: создать аналог немецкого «Лексиона–560». Этот зерноуборочный комбайн известен своей высокой производительностью — ему по силам 20 тонн зерна в час, что в два раза больше, чем «делает» наш КЗС–7. Поля с урожайностью 80 — 100 центнеров с гектара убирает без потерь, которыми обычно сопровождается работа менее мощных машин, выпускаемых в Беларуси и России. А компьютерная начинка «Лексиона» позволяет отслеживать процесс уборки до мельчайших деталей. При этом просто копировать немецкий комбайн, не повторяя «ноу–хау» его законных разработчиков, — мало. Его еще нужно адаптировать к белорусским условиям.

Первый заместитель министра промышленности Иван Демидович говорит, что первоначально в процессе создания элитного комбайна предполагалось участие зарубежных производителей сельскохозяйственной техники. Однако иностранные компании дали обратный ход, когда речь зашла о выпуске комплектующих на белорусских заводах. Поэтому заказ пришел в ГСКБ «Гомсельмаша». Мозговой штурм здесь ныне в самом разгаре.

— Сейчас мы по каталогам изучаем зарубежные аналоги, — сказал мне директор ГКСБ Андрей Дюжев. — Модели сопровождаются сотнями патентов, которые специалисты бюро тоже тщательно прорабатывают, чтобы составить собственную матрицу будущей конструкции. Кроме того, мы выяснили, что в советские времена украинские ученые также пытались создать нечто подобное, но не хватило денег. Нам удалось отыскать этих ученых, найти их наработки. Сейчас сотрудничаем с Украинским центром испытаний техники. Процесс сложный хотя бы потому, что многие элементы, например, бортовой автоматики никогда в нашей технике не применялись. Но процесс очень полезный в целом для машиностроительной индустрии Беларуси. Во время такой работы мы выйдем на новые решения, которые позволят нам значительно улучшить собственные машины. А формулу высокопроизводительного комбайна мы должны предложить на исходе первого полугодия.

Сейчас в ГСКБ с нетерпением ждут два новых «Лексиона». Министерство сельского хозяйства и продовольствия должно было поставить их в первом квартале, но замешкалось. А без них конструкторы не могут приступить к следующему этапу работы над собственной моделью. При этом до конца года должен быть изготовлен экспериментальный образец. В будущем году их ожидают уже три, а в 2007–м — первую товарную партию. Гомельские конструкторы верят, что все у них получится. Андрей Дюжев рассказал, что для начала специалисты «Гомсельмаша» планируют разработать комбайн, аналогичный зарубежному. А параллельно предложить свой вариант — усовершенствованный. Что выберет белорусский аграрий, то и пойдет с конвейеров ОАО «Лидаагромаш» и ПО «Гомсельмаш» через пару лет. Стране в год нужно до 150 таких супермашин. Ближнему зарубежью — в несколько раз больше. К слову, новый комбайн впервые так серьезно нацеливают и на дальние — «экспортные» — поля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter