Календарь и традиции: 20 - 26 мая 2019 года

Наш горох совсем неплох

Наступающая новая неделя наполнена посевными и посадочными заботами на полях и в огородах.



В традиционном народном календаре 19 мая — Иов-горошник. Но поскольку религиозный устав запрещал работать на земле в воскресенье, горох сажали 20 мая, в понедельник. При посадке соблюдались особые правила, в том числе очередность сортов: серый горох, чтобы вырос нечервивый, хорошо разваривался и не горчил, только после белого. В день посадки сам горох запрещалось есть даже детям — иначе от червей не будет спасения. Хорошей приметой считалось, если во время работы возле грядок шумно играет детвора. Нормой воспринималось также, когда дети, проходя мимо горохового куста, срывают несколько стручков — это растению только на пользу. Однако приносить стручки в дом запрещалось — боялись, они могут оказаться кем‑то недобрым «зачараванымі»: вообще, горошины представлялись обладающими и продуцирующими некие элементы магии. Например, верили, что стручок с 9 или 12 горошинами поможет получить даже шапку‑невидимку, а если положить его на дороге, по которой проедет свадебный поезд, то удастся разлучить жениха с невестой, а может, и вовсе всех участников превратить в волколаков — людей‑волков. Вот какие страсти! Кстати, так называемые «жалезны гарох і боб» часто выступают в сказках, в сюжетах о змееборстве, прообразом пули.

Важное место горох занимал среди поминальных обрядовых блюд. Так, в поминальные дни «гаспадар» во время «вячэры» открывал все окна и двери, приглашая «продкаў пакаштаваць стравы», приготовленные из гороха: кашу, комы.

Во время Коляд отец подбрасывал вверх пригоршни гороха, а дети ловили зерна, стараясь ухватить непременно по две горошины, по паре — чтобы у овец был хороший приплод. Ветки гороха, связанные в венок, символизировали отказ при сватовстве наравне с известным всем «гарбузом». Высушенные горошины закладывали в такое же высушенное куриное или гусиное горло, соединяли его концы, и получалась погремушка для маленького ребенка.

21 мая — Иоанн Богослов, в народной традиции еще — «Міколін бацька», потому что предшествует Николаю Вешнему. Так и пелось: «Міколін бацька з сявелачкай яр засявае. Першая сяўба — белы гарошак, другая сяўба — яра пшаніца, авёс вяцвісты, і ячмень пляцісты, і гарох стручысты».

22 мая — Николай Вешний, Летний. Представлялось, что святой Николай в образе старца являлся людям, попавшим в сложные, почти безвыходные ситуации, и непременно помогал им. Само имя Николай на территории Беларуси — одно из самых распространенных и любимых.

В некоторых регионах Беларуси «на Міколу» готовили так называемые «аброчныя абеды» — чтобы отводить от поселения и его жителей разного рода несчастья. Хозяйка варила борщ, жарила петуха, а если «Мікола» выпадал на постный день — рыбу, варила густую кашу и обязательно выставляла на стол «пляшку гарэлкі» или жбан пива. С самого утра в дом приглашали священника для молебна и чтения акафиста святому Николаю. Затем семья и родственники садились обедать. Позже за тот же стол приглашали одиноких соседей, бедных людей, нищих, калек и также щедро угощали их.

24 мая — день равноапостольных Мефодия и Кирилла. Часто в этот день крестным ходом обходили поля — чтобы градом не побило всходы.

Если на Кирилла и Мефодия шел дождь, значит, и все летние месяцы ожидались дождливыми.

 26 мая в традиционном народном календаре Лукерья-комарница. Прозвище вполне оправданно: обычно в этот период активизируются комары и разная прочая мошкара, докучливая и кусачая.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter