Насаждать или дрейфовать?

Тамару Гавриловну Слободчикову в студенческом народе называют хоровой мамой...

Тамару Гавриловну Слободчикову, доцента кафедры хорового дирижирования академии музыки, в студенческом народе называют хоровой мамой. Но в этой шутке скрыт смысл - профессиональный авторитет Тамары Гавриловны безусловный, опыт в организации хорового дела, понимания причин невзгод и побед в развитии этого искусства накоплен немалый, да и собственное творчество как руководителя одного из наипопулярнейшего в стране хора "Академия", состоящего из докторов, кандидатов наук, научных сотрудников, признано эталоном мастерства.


Журналистские материалы рождаются по-разному, эта наша беседа состоялась по приглашению Тамары Гавриловны - наболело, как она выразилась, терпеть нет сил. Как считает Слободчикова, хоровая культура, ее дальнейшее развитие - под угрозой. Люди разучиваются петь. Еще совсем недавно, каких-то десять лет назад, почти в каждой школе, на многих производствах работали хоровые кружки, вузы считали за должное иметь хор, по радио и телевидению транслировалась народная хоровая песня. Сегодня, жалуются педагоги, ребенок не может повторить предложенный ритм, спеть музыкальную фразу.


- Неужели, Тамара Гавриловна, все так плохо? Вот вам же удалось собрать летом на праздник Минска 37 детских и взрослых хоров не только из Минской области. Праздник прошел на ура. Недостатка в зрителях не было. Хоры выступали перед Национальной библиотекой, в парке Челюскинцев, у памятника Я.Коласу... Отзывы зрителей восторженные. Многие родители, очарованные пением детей, подходили с вопросом: где можно учить своих детей пению?..


- Картину вы нарисовали правдивую. Но праздник состоялся исключительно за счет энтузиастов. Скорее вопреки, чем благодаря... Сколько энтузиасты продержатся, я не знаю. Собирать вместе по две-три тысячи поющих людей плюс вдвое больше зрителей без "певческого поля", которое нам обещает Минск не одно десятилетие, - невероятно сложно. Сложно сегодня и сохранять певческие коллективы. Я, например, в растерянности из-за того, останется ли в "живых" мой хор "Академия", который не одно десятилетие веду на общественных началах. Уж если академическое начальство перестало видеть в нем рацио - то что говорить, например, о школах. Раньше у нас школы были с уклонами, в том числе и эстетическим, музыкальным, - сейчас уклоны упразднили и из "основного пакета предметов" занятия музыкой, хором стали необязательными. Как это?! Ушинский не для красного словца говорил: буква, цифра, нота должны идти рядом с человеком всю его жизнь. Академик Капица - физик! - утверждал: культуру надо насаждать, считать, что общество может дрейфовать куда угодно, - путь к самоубийству. Неужели чиновникам от образования надо рассказывать, что хоры реально дают возможность людям чувствовать себя единым национальным культурным сообществом, рождают коллективизм, взаимодействие... По моему самому серьезному убеждению, хоры очень важная вещь в деле формирования национального самосознания.


- А можно подробнее об очередных школьных экспериментах с эстетическим воспитанием детей?


- Нынешняя факультативность эстетического, музыкального воспитания школьников развязывает руки прагматичной администрации школ. Уже помахали рукой общеобразовательным школам очень многие педагоги музыки. Фразочка "Не были востребованы" стала главным козырем новоделов от педагогики. Еще отмахиваются тем, что, мол, занятия музыкой, хором - удел детей с тонким слухом. Поэтому таланты пусть держат свой путь в музыкальные школы. Замечу, что на всю столицу у нас всего 20 музшкол. Понятно, что от музыки отлучено большинство учащихся. А ведь наши педагоги, набирая в свои хоры детей, которые не могли спеть ни одной ноты, "распевали" их за полгода! А какое удовольствие вы бы видели на лицах детей - они способны петь!


И еще один нюанс - "нововведения" напрямую рушат создаваемую десятилетиями систему подготовки педагогов музыки. Какова дальнейшая судьба, например, музфака педуниверситета - представить сложно. Уже сегодня его выпускники все больше устраиваются то в церковные хоры, а то и вовсе не работают по специальности.


Как-то у меня спросили журналисты: каким человеком вы себя ощущаете? Я ответила - советским. И в этот ответ я вкладывала свой смысл - мне очень нравилась система музыкального образования советских школ. Нет, конечно, я видела, как излишняя политизация превращала в масскульт хоровое пение. То были безусловные издержки. Но не будем с водой выплескивать и ребенка. "Идет война народная, священная война...", исполненная военным хором Александрова, мобилизовывала советский народ больше всех призывов... Я говорю о музыкальном образовании, а не об обстановке. Кстати, обстановка и сегодня заставляет мечтать о лучшем - этот грохот, трескотня вместо поэтических текстов, англоязычность попсы, эта музыка, льющаяся из машин... ужас! Оглянитесь, человек устал от грохота, гротескной развлекательности - он жаждет духовности, камерности, мелодичности, доверительности, философичности, светлости!..


- Скажите, Тамара Гавриловна, а как взаимодействуют по этому вопросу два министерства - образования и культуры? Ведь должны быть наработаны навыки взаимного обсуждения... Ну вот вы, консерваторские педагоги, взываете о помощи, а школьные педагоги настаивают на разгрузке детей и нажимают на довод о новых "востребованностях времени"... Кто будет примирять две тенденции?


- Были попытки провести совместные коллегии двух министерств по этой болезненной теме. К сожалению, действенных решений принять не удалось. По-моему, наработанной практикой взаимодействия министерств мало кто может похвастать. Каждое министерство имеет на этот счет только свою точку зрения... Может, я и ошибаюсь. Но больной для меня вопрос остался пока в том виде, который даст нам, как я думаю, в будущем горькие результаты... А решать надо, иначе нас ожидают большие разочарования, а возможностей исправить ошибки не будет.


- И последний вопрос. Тамара Гавриловна, а как вы отнеслись к новому телевизионному проекту "ХороШоу"? Прогресс или?..


- С одной стороны, хоть что-то. С другой - сегодня развлекательность стала разрушительно внедряться в искусство. Как следствие - даже мало кому из мастеров удается соблюсти баланс, не навредить... Тем более что искусство все чаще отступает перед масскультом. И это тоже моя сердечная боль...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter