«Нас ожидает насыщенный и интересный учебный год»

Школьник из Дзержинска разработал пульт ДУ для компьютера

Исследовательские проекты школьников Минщины находят применение на практике

До прекрасного, волнующего всех события — Дня знаний — остается меньше недели. И всегда в его преддверии учительство страны обращает свои взоры на итоги прежних образовательных усилий, держит масштабный совет, как идти по дороге распространения знаний, как действовать, чтобы максимально эффективно помочь ребятам в постижении наук. Минщина известна своими достижениями в развитии системы образования и конкретными успехами своих учеников. Сегодня на эту тему рассуждает начальник управления образования облисполкома Таиса Данилевич (на снимке).

— Из года в год наши воспитанники показывают высокие результаты на международных предметных олимпиадах и творческих интеллектуальных конкурсах. В 2010 году ими завоевано 7 медалей, в нынешнем победителями и призерами стали 6 человек.

Или такое свидетельство достижений. По итогам 2010/11 учебного года 537 ребят получили свидетельство о базовом образовании с отличием. Ежегодно более 90 процентов выпускников лицеев и гимназий области становятся студентами вузов.

О высоком уровне подготовки свидетельствуют и результаты централизованного тестирования, в ходе которого шестеро ребят набрали по 100 баллов.

На ХV республиканском конкурсе исследовательских работ команда учащихся нашей области заняла первое место. Исследовательские проекты в большинстве случаев имеют практическую значимость и уже востребованы в промышленности, образовании, спорте, туризме и других отраслях.

Приведу несколько примеров. Учащимся 11-го класса ГУО «Гимназия № 1 г. Дзержинска» разработано универсальное устройство управления компьютером от пульта дистанционного управления и его программное обеспечение. Интеллектуальный потенциал автора рекомендовано использовать в Парке высоких технологий.

Материалы исследовательского проекта учащейся 11-го класса УО «Узденская государственная районная гимназия» Дины Борисевич используются в работе отдела туризма и спорта райисполкома, а учащейся 11-го класса ГУО «Гимназия № 1 г. Воложина» Евгении Уланчик — аналогичным отделом Воложинского райисполкома.

Еще один штрих к оценке достижений ребят Минщины. Стипендиями Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов в 2010—2011 годах отмечено 304 учащихся, из них 9 лауреатов. Эти успехи нам надо закрепить и выйти на новый уровень развития.

— Педагог — ключевая фигура в образовательном процессе. Каким представляется кадровый состав системы образования столичной области в новом учебном году?

— Конечно, результативность любой работы, ее качество зависят прежде всего от профессионализма, инициативности и ответственности кадров. Учительство региона бережно сохраняет и приумножает достижения отечественного образования и талантливо внедряет новые формы и методы обучения. Сегодня в области трудится более 30 тысяч педагогов, из них 25 кандидатов наук, 96 магистров. Растет образовательный и квалификационный уровень кадров. В системе дошкольного образования 44 процента педагогов имеют высшее образование, в системе общего среднего — 90,2 процента, профессионально-технического — 99,1 процента.

В прошлом году 129 педагогов области поощрены премиями облисполкома, 18 — премиями Специального фонда Президента Республики Беларусь. За особые заслуги распоряжением главы государства установлена персональная надбавка Светлане Геннадьевне Мельниковой, учителю химии Минского государственного областного лицея. А учитель химии гимназии № 7 г. Молодечно Наталья Даниловна Пащук удостоена специальной премии облисполкома «Человек года Минщины».

Управление образования с нового учебного года усиливает работу по профессиональному развитию управленческих кадров, подготовке резерва. Это связано с потребностью готовить специалистов новой генерации, способных управлять инновационными процессами и организовывать инновационную деятельность. Значительный вклад в развитие современного образования области внесли ветераны педагогического труда, за что им особая признательность и благодарность.

— Как руководитель образовательного процесса, вы, конечно же, ожидаете прилива свежих сил, идей от нового пополнения — начинающих педагогов и воспитателей?

— Да, реализовывать себя в самой гуманной профессии нынче к нам придут более тысячи молодых учителей. От них мы ожидаем активности и энергичности, предприимчивости и ответственности. Если мы хотим вырастить поколение инициативных людей, то и работать с ними должны восприимчивые к интересам школьников, открытые всему новому учителя.

Но чтобы вчерашний студент стал настоящим педагогом, нужно приложить немало усилий. У нас есть практика закреплять за молодыми опытных наставников, способных поддержать их в трудной ситуации. Для молодых педагогов в рамках «Лаборатории молодого специалиста» на базе Минского областного института развития образования организуются методические семинары различной тематики. На них рассматриваются проблемы проектирования современного урока, повышения педагогического взаимодействия учителя и ученика, организации внеклассной работы по учебному предмету и др. Заслуживает внимания опыт работы с молодыми специалистами в Дзержинском, Несвижском, Борисовском, Копыльском районах.

— Насколько учебные заведения Минщины готовы к новому учебному году в материально-техническом плане? Что сделано по их подготовке в летнее время?

— Все учреждения, а их у нас 1305, хорошо подготовлены к очередному учебному периоду. Педколлективы, шефские организации и предприятия провели большую работу по благоустройству школьных территорий, выполнили текущие и капитальные ремонты. Во многих школах произведена замена кровли, оконных блоков на стеклопакеты, везде приведены в порядок инженерные сети, пищеблоки.

Из запланированных на ремонт учреждений образования 48,5 млрд. рублей за семь месяцев профинансировано из бюджета области 28,9 млрд. рублей.

— Ваши пожелания в новом учебном году.

— Педагогам желаю радости и вдохновения в труде, пусть каждый из нас, отдавая частичку своего сердца детям, учит их быть в ладу с самими собой и окружающим миром, родителям — настойчивости и безграничного терпения, а ребятам — прочных и глубоких знаний, ярких событий и открытий!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter